11 марта '08
№13 Законопроект об ограничении притока иностранных инвестиций коснется интернет-провайдеров
За две недели до второго чтения комитет Госдумы по строительству и земельным отношениям рекомендовал принять законопроект о доступе иностранцев к стратегическим отраслям. Однако законопроект вызвал недовольство Мининформсвязи. Концептуально текст был одобрен в первом чтении в сентябре и с тех пор ждал согласований между Министерством промышленности, Министерством природы, ФСБ и администрацией президента. Ко второму чтению стратегических отраслей стало 43. На последнем этапе добавили недра, телевидение и радио, рыбную ловлю, печатные СМИ, доминирующие на рынке, полиграфию, интернет-провайдеров.
По мнению представителей Мининформсвязи, ограничения в сфере связи чрезмерны, они коснутся около 10 500 компаний. Из них 200 - естественные монополии, столько же занимают доминирующее положение на рынке, 10 000 - Интернет-провайдеры. Из них 9500 - домовые сети, как правило, обеспечивающие связью микрорайон. Это многочисленные компании, деятельность которых нельзя считать стратегической. А всего, по оценкам Мининформсвязи, в отрасли становится так много недоступных иностранцам предприятий, что инвестиции будут затруднены, начнется стагнация.
Напомним, что естественные монополии в сфере связи появились в законопроекте в последний момент. Одновременно решением администрации президента вступление в силу закона сдвинулось с 2009 г. на «сразу после подписания». Законопроект о доступе иностранных инвесторов к стратегическим отраслям велит согласовывать с властями покупку 25-50% акций компании из «стратегической отрасли». Для крупных месторождений нефти, а также газа, алмазов, урана, платиноидов, золота, меди и др. - 5-10% акций.
Министерство информационных технологий и связи, недовольное положениями законопроекта о доступе иностранцев в стратегические сек то¬ра экономики, которые касаются под¬ведомственных ему отраслей, будет добиваться внесения в документ изменений. «Мы будем работать с администра¬цией президента, для того чтобы сфор¬мировать позицию, которая позволила бы решить те задачи, которые ставятся в рамках этого законопроекта, и при этом минимизировать отрицательные последствия для рынка», - сказал журналистам глава Мининформсвязи Леонид Рейман по итогам заседания правитель¬ства. Министр отметил, что фактически этот закон не создает дополнительной защиты интересов государства, и подчеркнул, что регулирование услуг по предоставлению доступа в интернет «может привести к тому, что Интернет из нашей страны уйдет».
Законопроект о доступе иностранцев в стратегические отрасли продолжает меняться. Ко второму чтению из него могут исключить естественные монополии в сфере передачи тепловой и электроэнергии, а также монополистов в сфере «общедоступной электросвязи» и почты, не будет в нем и интернет-провайдеров. Сократить количество отраслей было решено на очередном совещании у главы администрации президента Сергея Собянина.
Комитет Госдумы по строительству и земельным отношениям рекомендовал палате принять во втором чтении поправки в законопроект о стратегических отраслях, имеющих важное значение для безопасности России, исключив из таких отраслей услуги интернет-провайдеров.
21 марта 2008 г. Госдума РФ во втором чтении приняла законопроект «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Российские компании связи под действие этого закона не попали, в том числе благодаря противодействию со стороны Мининформсвязи. Между тем в закон «О связи» был добавлен пункт, согласно которому сотовых операторов, занимающих более 25% рынка, следует считать доминирующими на рынке услуг связи.
Принятая в Госдуме РФ поправка в закон «О связи» гласит: «Законопроектом установлено также, что оператор связи считается занимающим доминирующее положение на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи, если его доля на рынке услуг в географических границах РФ превышает 25%». По мнению юристов, это означает, что тарифы сотовых компаний могут подпасть под регулирование Федеральной службы по тарифам.
В Министерстве информационных технологий и связи считают, что в нынешней редакции законопроект не станет «ограничителем» для сотовых операторов, отрицая влияние законопроекта на тарифную политику сотовых операторов. Этот абзац не означает того, что тарифы сотовых операторов будут регулироваться.
Эксклюзивные комментарии:
Илья Федотов, аналитик по телекоммуникациям
ИК «Велес Капитал»
«Эти же компании (за исключением сотовых операторов) являются крупнейшими игроками на рынке доступа к сети Интернет. Учитывая, что законопроект ограничивает приобретение крупных долей в данных компаниях, влияние законопроекта на развитие отрасли, на наш взгляд, будет незначительным - крупные зарубежные компании не заявляли о своем интересе к российскому рынку, а развитие идет по большей части за счет российских компаний». Аналитик предполагает: «Нововведения могут усложнить жизнь компаниям, которые уже ведут деятельность в России - шведской TELE2 и норвежской Telenor».
Анна Сидорова, аналитик
Glitnir Group
«С одной стороны, это целесообразное стремление государства обеспечить контроль над той частью телеком сферы, которая служит целям обеспечения безопасности. С другой стороны, необходимо не перекрыть «кислород» компаниям в области притока иностранных инвестиций. В случае с интернет-провайдерами не совсем понятен тот факт, что они попали в этот список. Непосредственного отношения к сфере безопасности не прослеживается, а вот социальная значимость, конечно, налицо. Учитывая, что все это пока на уровне проектов, хочется надеяться, что пока это первоначальное очерчивание интересов и впоследствии появятся необходимые оговорки».
Кирилл Нам, управляющий партнер
Адвокатское бюро «Форум»
«Но в данном случае, я полагаю, речь идет о ситуации, когда государство, прикрываясь благими намерениями, преследует несколько иные цели. При этом делается это по-медвежьи. Решили поставить под контроль Интернет, но не учли, что интернет-провайдер интернет-провайдеру рознь. Когда решения принимаются небольшой кучкой людей, при отсутствии учета мнений специалистов, при отсутствии ответственности за принимаемые решения, тогда и появляются подобные законы, наносящие значительный экономический вред. У нас бизнес интернет-провайдеров и так в зачаточном состоянии по сравнению даже с Восточной Европой. Что делать в этой ситуации Мининформсвязи? Наверное, нужно попытаться все-таки дифференцировать в законопроекте тех же провайдеров. Попытаться как-то улучшить решение, принятое на самом верху».
Владислав Кочетков, президент-председатель правления
ИК «Финам»
«С одной стороны, в России сейчас достаточно денег, чтобы развивать эти отрасли за счет внутренних ресурсов. С другой, телекомы традиционно отличаются высокой привлекательностью для западных инвесторов, ограничения по вложениям в них существенно снизят круг возможных сценариев, которые могут реализовать их собственники. Скорее всего, многие из них в итоге продадут свои компании, но теперь их покупателями будут выступать внутренние инвесторы, что может, в частности, привести к снижению цен на активы. Кроме того, может заметно снизиться активность различных фондов, которые также являются значимыми поставщиками капитала в отрасль. Впрочем, скорее всего, существенных сложностей при покупке пакетов в 25-50% акций в случае с интернет-провайдерами возникнуть не должно, так что нельзя исключать формальный характер вводимых ограничений».