18 февраля '08
Государство остается локомотивом ИТ-отрасли
Прошедший 2007 год оказался для российского ИТ-бизнеса годом стабильности и консолидации усилий. На фоне отсутствия революционных перемен в этом сегменте наблюдалось наращивание темпов роста объемов ИТ-сектора и мощи наиболее крупных его игроков. В то же время эксперты рынка вовсе не считают, что год оказался бедным на интересные события в сфере ИТ.
ИТ-услуги: стремление к консолидации
Пожалуй, самой яркой тенденцией 2007 года стало стремление игроков рынка консалтинга и интеграции к объединению усилий. И этот вектор из перспективы, которую предсказывали эксперты несколько лет назад, превратился в реальность. Однако на сегодняшний день этот процесс еще не набрал силу и не оказал пока существенного влияния на российский ИТ-рынок (это произойдет только через несколько лет). «Консолидационные процессы, идущие во весь рост на мировом ИТ-рынке, в России пока проявляются в ослабленном варианте, - убеждена директор по развитию бизнеса IDS Scheer в регионе EMEA Мария Каменова. – В минувшем году наблюдалась определенная активность в консолидации бизнеса, произошли некоторые знаковые слияния (например, IBS и «Борласа» и TopS BI и «Систематики), но сильным вектором развития рынка это не стало». По ее мнению, заметным остается динамичное развитие ИТ-рынка, но есть ощущение, что зрелость его повышается слишком медленно. Аналитики считают, что процесс консолидации в ближайшие годы продолжится и будет способствовать «взрослению» ИТ-рынка, причем, в первую очередь - рынка ИТ-услуг. Причины слияний и поглощений более чем понятны: крупные игроки смогут предложить комплексные услуги, взяться за выполнение более масштабных проектов, привлечь западные инвестиции. Кроме того, слияния-поглощения могут в дальнейшем способствовать снижению остроты проблемы, которая последние годы очень сильно беспокоит ИТ-игроков – эта проблема нехватки квалифицированных ИТ-специалистов.
В российском секторе ИТ-услуг значительную долю рынка по-прежнему занимают консалтинговые проекты в рамках внедрения ERP-систем. Кроме того, в последнее время наблюдается рост популярности консалтинга в сфере информационной безопасности. Постепенно набирает силу и становится привычным такая услуга как ИТ-аутсорсинг – особенно в части передачи на внешнюю поддержку ИТ-инфраструктуры, содержания центров обработки данных и т.д. Что касается бизнес-процессов, то российские заказчики идут на это не очень охотно. Но в целом, несмотря на впечатляющие темпы развития рынка ИТ-услуг, аутсорсинговый бум в сфере ИТ к настоящему моменту пока так и не наступил. Впрочем, по оценке директора по работе с корпоративными заказчиками компании «Инфосистемы Джет» Андрея Самойлова, ежегодный прирост данного сектора рынка впечатляет: он составляет примерно 50% - существенно больше роста рынка в целом. «Это одно из самых динамично развивающихся направлений, - отмечает он. - Все больше и больше российских компаний приходят к пониманию того, что ИТ-аутсорсинг - правильное решение для эффективного ведения бизнеса».
Российское СПО: от планов к практическим шагам
Минувший год можно смело назвать годом, когда в обществе обострились споры о том, на какое программное обеспечение – отечественное или зарубежное – есть смысл ориентироваться в ближайшей перспективе. По крайней мере, структурам, близким к органам государственной власти или организациям, чья деятельность связана с использованием сведений, содержащих гостайну. Сторонники идеи использования отечественного ПО, основанного на системах с открытым исходным кодом, говорили о растущем спросе на разработку подобных решений cо стороны органов государственной власти. И этот интерес госсектора действительно нельзя не заметить. А наиболее убежденные приверженцы российских программных продуктов предлагали отказаться от использования ПО Microsoft.
Так, во время выступления на CNews Forum депутат Госдумы РФ Виктор Алкснис выразил опасение, что наша страна навсегда отстала в вопросах разработки ПО от своих иностранных конкурентов. «Наше чудовищное отставание в сфере информационных технологий несет в себе угрозу суверенитету России, – отметил он. – В плане информационной безопасности мы оказались практически беззащитными». По его мнению, удручающее состояние отечественной электронной промышленности приводит к тому, что на российскую технику, в том числе и на объекты оборонного значения, ставятся комплектующие исключительно зарубежного производства, которые могут содержать в себе ряд недекларированных возможностей. Депутат отметил, что сегодня 90% используемого в России ПО относится к проприетарному, основанному на закрытом коде. По его мнению, ПО для госстуктур должно разрабатываться государственными подрядчиками и распространяться бесплатно. И под эти программные продукты должны адаптироваться наиболее популярные информационные системы (например, разработки «1С»).
Волну интереса к российскому ПО подхватили в 2007 году и общественные организации. В частности, Союз участников рынка инфокоммуникационных услуг (Инфокоммуникационный Союз) выступил с инициативой поддержки российских разработчиков свободного программного обеспечения (СПО). В рамках этой поддержки предложено создать рабочие группы, обеспечивающие эффективное взаимодействие участников рынка – с тем, чтобы определить и обосновать общую компетентную позицию по разработке подобных решений. Инициативу Инфокоммуникационного Союза одобрили Мининформсвязи РФ и Росинформтехнологии, ее поддержали также эксперты рынка. Однако на сегодняшний день аналитики сходятся во мнении, что реализация задачи перехода на отечественное СПО не будет простой. В первую очередь потому, что на практике подобный переход потребует значительных инвестиций. И не все эксперты соглашаются с тем, что следом за пожеланием участников рынка использовать отечественные программы с открытым кодом должен немедленно последовать госзаказ на их разработку.
Многие аналитики отмечают, что гораздо целесообразнее и эффективнее было бы использовать СПО в различных образовательных учреждениях. Кстати, это намерение уже получило свою реализацию в инициативах регулятора в новом, 2008 году. Как заявил в эфире «Эха Москвы» министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман, сегодня в рамках проекта «Образование» ведется разработка лицензионного пакета программ, ориентированных на отечественные школы. Стоимость такого пакета, включающего 64 CD, обойдется каждой школе примерно в 2 тыс. рублей на один компьютер на три года. «В первом полугодии 2008 года мы закончим рассылку этих программных продуктов во все 62 тыс. российских школ, - отметил он. – В дальнейшем подобный опыт мы будем распространять на все структуры, которые пользуются централизованными закупками программного обеспечения; в первую очередь, это коснется федеральных органов исполнительной власти».
Большинство экспертов связывают повышение в 2007 г. внимания государства к СПО с началом активного применения органами власти законов, регулирующих вопросы авторского права, а также в целом с экономической ситуации в нашей стране. Нельзя сказать, что переход к массовому использованию СПО может ожидать нашу страну уже в ближайшем будущем. И тому есть, по крайней мере ,две основные причины: одна из них - это необходимость существенных инвестиций государства в разработку подобных решений. Второй ключевой момент – это нехватка прикладного ПО на основе Linux (такого, например, как системы автоматизированного проектирования, бухгалтерские и финансовые программы). Впрочем, есть надежда, что по мере продвижения СПО на российский рынок дефицит специализированных программных решений постепенно будет преодолен.
В целом большая часть экспертов с оптимизмом смотрит на перспективы развития СПО в России и приводит в пример ситуацию в Китае, где государственные учреждения давно уже заказывают подобные решения местным ИТ-игрокам. Разумеется, проекты по разработке и внедрению свободного программного обеспечения реализуются не только в Поднебесной, но и в ряде стран Европы (Великобритании, Франции и Германии), а также Латинской Америки. Во многих странах разработаны специальные требования к распространению лицензий ПО, разработанных в рамках госзаказов. Так что есть надежда на успешную реализацию планов по развитию очесественного СПО.
2007 год - новый этап развития технопарков
Если предыдущие годы, по сути, являлись этапом подготовки к реализации озвученной Президентом идеи о создании и развитии отечественных технопарков, то прошедший год по праву можно назвать этапом практического воплощения этой идеи и определения дальнейших конкретных шагов по развитию российских «высокотехнологичнеских оазисов». Государство в целом определилось с бюджетной составляющей данных проектов на ближайшие годы и расставило приоритеты касательно основных направлений их развития в обозримой перспективе.
Технопарки создаются в целях ускорения разработки и применения научно-технических и технико-технологических достижений посредством концентрации высококвалифицированных специалистов, использования оснащенной производственной, экспериментальной и информационной базы. Зачастую технопаркам предоставляется льготное налогообложение. Как известно, программе создания, развития и поддержки технопарков был дан старт вначале 2005 года. Владимир Путин тогда отметил, что для развития высоких технологий у страны есть и кадровый, и научный потенциал. И, помимо целей содействия развитию отечественных высоких технологий, проект создания технопарков имеет огромную социальную значимость: они должны будут обеспечить новые, престижные и высокооплачиваемые рабочие места, ориентированные главным образом на молодежь. Напомним, первоначальная концепция Мининфомсвязи предполагала создание технопарков в четырех крупнейших российских научно-образовательных центрах. Однако принятая в 2006 году государственная программа расширила предполагаемый круг «регионального присутствия» технопарков в России. Было решено, что технопарки появятся не в четырех, а в семи регионах РФ. Через несколько месяцев начался процесс разработки бизнес-планов, оформления земельных участков и подготовки проектно-сметной документации. А в 2007 году были выделены земельные участки, на которых началось строительство объектов. В настоящее время строительство технопарков осуществляется в семи пилотных регионах: Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областях, Республике Татарстан и Санкт-Петербурге. При этом, по данным Мининформсвязи, действующим центром высоких технологий является технопарк «Идея», открывшийся в Казани. На его базе в рамках программы создается еще более крупный технопарк. Издание CNews со ссылкой на источник в Мининформсвязи РФ сообщает, что на строительство технопарков в 2007 было направлено 2 млрд. рублей из федерального бюджета и еще столько же – из бюджетов регионов, где «прописались» строящиеся технопарки.
В текущем году в пилотных регионах начнется строительство зданий технопарков, где уже через год смогут разместиться и начать работу в которых инновационные предприятия начнут работать уже с начала 2009 года. В них, помимо прочего, предполагается построить жилье и объекты соцкультбыта. Каждый из технопарков имеет свою специализацию, обусловленную структурой спроса и наличием в регионе образовательной, научной и кадровой базы. В рамках программы предполагается создать сеть инновационных технопарков в сфере нанотехнологий и ядерной физики, инновационной энергетики, биотехнологий и медицины. «Именно технопарки в сфере высоких технологий должны стать важной составляющей инфраструктуры коммерциализации научных разработок и создать необходимые условия для превращения научно-технологических разработок в коммерчески успешные продукты», - убежден г-н Рейман. По его словам, каждый из них имеет профиль, обусловленный региональной спецификой, но практически все критически важные для России технологические направления уже нашли отражение в их специализации.
По данным Мининформсвязи, общий объем финансирования программы из средств федерального бюджета до 2010 года составит более 8 млрд руб., такой же объем средств будет выделен из средств региональных бюджетов. В министерстве ожидают, что семь пилотных российских технопарков произведут к 2011 г. высокотехнологичной продукции примерно на 117 млрд. рублей, а общий штат отечественных «высокотехнологических оазисов» достигнет 75 тыс. человек.
Широкополосный доступ догнал dial-up
Говоря о событиях 2007 года, которые могут стать определяющими для дальнейшего развития российского ИТ-рынка и сектора телекоммуникаций большинство экспертов не обходит стороной тему развития услуг широкополосного доступа (ШПД) в интернет, который приводит к отказу пользователей от доминировавшего ранее коммутируемого доступа. По словам директора технического департамента компании ISG Алексея Торицына, в минувшем году был заметен резкий рост числа потребителей услуги широкополосного доступа. При этом важным моментом стало то, что операторы стали активно продвигать услуги ШПД в регионах России. «В России действительно все меньше остается домашних пользователей, которых удовлетворяет низкоскоростной и неудобный dial-up, к тому же заметно подорожавший, - комментирует эксперт CNews Analytics Виталий Солонин. - Наиболее отчетливо тенденция перехода на ШПД выражена в столице, где таким способом выхода в интернет пользуется примерно половина московских семей и лишь около 1% до сих пор «хранят верность» коммутируемому доступу».
Отмечая основные тенденции в секторе игроков широкополосного доступа, г-н Солонин в первую очередь назвал взрывной рост этого рынка и обострение конкуренции, приводящей к снижению тарифов. «Но чтобы минимизировать потерю дохода на линию и повысить лояльность абонентов, операторы стараются не снижать стоимость доступа в Сеть, а предложить за те же или чуть меньшие деньги увеличение скорости доступа на существующих тарифах», - комментирует он.
Мнение аналитика подтверждают и статистические данные. По информации Росстата, которую цитирует в своем отчете РБК, фокус развития всей отечественной телеком-отрасли в 2007 году переместился на услуги, связанные с доступом в интернет и передачей данных. По предварительным оценкам, в 2007 году этот сегмент телекоммуникационного рынка продемонстрировал рост на 58%, что значительно превысило показатели темпов роста в 2006 году (19,4%).
Что касается темы снижения и модернизации тарифов на ШПД, то рынок в 2007 году был богат подобными предложениями как никогда ранее. Операторы таким образом стремились достичь сразу нескольких целей, главные из которых – увеличение рыночной доли и повышение ARPU. Особенностью конкурентной борьбы ADSL-провайдеров с другими провайдерами за рынок является ставка на безлимитные унифицированные тарифы.
На московском рынке сегодня присутствуют порядка тридцати игроков, предлагающих широкополосный доступ к интернету. Безусловно, лидером в этой области является входящая в состав «Комстар-Директ», работающая под торговой маркой «Стрим», широкополосный доступ которого осуществляется по технологии ADSL с помощью телефонных линий МГТС. Конкурентным преимуществом этого оператора является предоставление интернет-телевидения (до 99 каналов). Подавляющее большинство абонентов подключено на безлимитные тарифы. Этого игрока столичного рынка ШПД, предложившего в минувшем году безлимитный интернет по тарифу 29 руб./мес., многие эксперты обвиняли в демпинге и утверждали, что в этом случае цена находится ниже себестоимости и оператор работает себе в убыток. Аналитики считают, что таким образом «Комстар-Директ» стремился остановить падение своей рыночной доли, которая за первую половину 2007 г. снизилась с 31,3% до 27,3%. Впрочем, снижение цен – не единственный способ этого оператора справиться с данной проблемой. Другое событие, способное позитивно повлиять на его рыночные позиции – это его соглашение с МГТС о предоставлении услуг широкополосного доступа в интернет по технологии ADSL. Главное отличие предложения МГТС от других предложений на московском рынке — предоставление услуг в кредит. Впрочем, в «Корбине Телеком» полагают, что предложение от МГТС сможет привлечь новых абонентов, однако может обернуться падением доходов самого «Комстара».
Новые маркетинговые инициативы выдвинула в 2007 году сеть «Акадо», подняв скорости на существующих тарифах (до 11500 кбит/с) и тем самым намереваясь повысить уровень удовлетворенности абонентов без снижения цен. Другой оператор - «Центральный Телеграф» объявил о начале вещания телеканала Qwerty для абонентов услуги цифрового интерактивного телевидения, включенной в некоторые пакеты услуг ШПД. «Корбина Телеком», по словам гендиректора Александра Малиса, избрала путь повышения скорости интернет-доступа и удешевления трафика.
В целом, несмотря на то, что коммутируемый доступ постепенно вымирает (особенно если взглянуть на ситуацию в крупных российских городах), узкая прослойка пользователей все равно останется. По мнению г-на Солонина, Dial-up, например, может быть использован в качестве резервного канала для тех пользователей, доступ в Сеть которым требуется постоянно. Что касается перспектив развития мобильного WiMAX в России, то они представляются экспертам неопределенными - в связи с намечающимся масштабным строительством конкурирующих с ним сетей 3G. «Сети фиксированного WiMAX построены и продолжают активно строиться, - говорит г-н Солонин.- Но пока основным потребителем этой технологии остается корпоративный сектор, а также небольшое количество частных пользователей, которые по каким-либо причинам лишены проводной инфраструктуры либо ее использование затруднительно».
Шаг к переходу на цифровое ТВ
Еще одной инициативой государства, активно продвигаемой Мининформсвязи России в 2007 году стали практические шаги по переходу страны на цифровое вещание. В ноябре 2007 года правительственная комиссия по развитию телерадиовещания приняла Концепцию развития телерадиовещания России с 2008 по 2015 год, согласно которой крупнейшие города России будут переходить на цифровое телевещание не ранее 2012 года.
Процесс перехода России с аналогового ТВ на цифровое лежит в контексте общемировых трендов. К примеру, соседствующая с Россией Финляндия в прошлом году отключила аналоговый сигнал и полностью перешла на «цифру», а сам процесс перехода на ТВ по-новому занял в этой стране не менее 10 лет. «В среднем по России с обеспечением населения телеканалами сегодня дела обстоят совсем не благополучно, - заявил г-н Рейман в эфире «Эха Москвы. – Однако общемировой процесс развития цифрового телевидения не обошел вниманием и нашу страну – в 2007 году соответствующая концепция утверждена, и нам сегодня предстоит ее реализовывать». По словам министра, в тестовом режиме цифровое телевидение функционирует в России уже в течение нескольких лет. Опытные сети работают в Санкт-Петербурге, Москве и Новосибирске, «пилотным» в области цифрового ТВ стал и целый регион – Мордовия; на очереди - Свердловская область. «Однако недостаточно просто поставить передатчик и пустить цифровой сигнал: телезритель должен иметь возможность принять этот сигнал; а сегодня 75% имеющихся у населения приемников аналоговые, - отметил Рейман. - Соответственно, требуется либо замена телевизора, либо приобретение приставки к имеющимся приемникам (а это немалые средства, которые государство намерено компенсировать)».
То, что переход на цифровое телевидение необходим – ни у кого не вызывает сомнений. Однако горячие споры участников рынка вызвала обусловленная необходимостью такого перехода приостановка выделения радиочастот для аналогового и цифрового вещания в декабре 2007 года. По утверждению г-на Реймана, лицензии и частоты на цифровое вещание будут выдаваться только после того, как окончательно будет сформирован план частотно-территориального деления РФ (это произойдет в I полугодии 2008г.). При этом владельцам аналоговых частот лицензии будут продлеваться до полного перехода на цифровое вещание. По убеждению министра приостановка выдачи аналоговых частот будет стимулировать переход на цифровое телевидение. В этом вопросе Россия руководствуется аналогичным опытом других стран, перешедших на «цифру». По прогнозам г-на Реймана, на этот переход нашей стране потребуется не менее пяти лет. В то же время глава ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС) Геннадий Скляр считает, что прекращение выдачи частот будет актуально лишь после разработки соответствующего плана и графика по внедрению цифрового телевещания в регионах. Он намерен добиваться отмены данного решения, поскольку предполагает, что оно связано с желанием легализовать уже выданные цифровые частоты. Предположительно, все крупные игроки на рынке кабельного и спутникового телевидения уже являются обладателями таких лицензий.
Игроки рынка ТВ отмечают, что решение о приостановке выдачи лицензий действительно несколько тормозит развитие каналов, поскольку приостанавливает их региональную экспансию. Однако принимаемые государством меры, по их мнению, являются необходимым шагом при подготовке к переходу на цифровое вещание. После этого перехода число каналов возрастет в разы, поэтому сейчас нет смысла биться за частоты, убеждены эксперты.
ИТ-директор – двигатель информатизации
В 2007 году на новый уровень вышли дискуссии ИТ-сообщества о необходимости повышения роли ИТ-директоров в принятии бизнес-решений. На шаги, которые необходимо сделать в этом направлении, по всей видимости, обратило внимание и государство.
Инициативная группа представителей клубов российских CIO вышла с предложением о создании Российского союза ИТ-директоров (СоДИТ), и в 2007 году эта организация была сформирована и успела провести ряд мероприятий. Как отметила исполнительный директор СоДИТ Елена Конькова, основная задача Российского Союза ИТ-директоров, — обеспечение взаимодействия руководителей и ведущих специалистов ИТ-служб организаций на межрегиональном уровне, повышение статуса сообщества директоров по информационным технологиям, решение профессиональных вопросов, выработка отраслевых стандартов, сотрудничество с органами государственного управления в выработке политики в области развития информационных технологий. В 2007 год Союз ставил следующие цели: это определение организационно-правовой формы Союза и его юридическое оформление, образование рабочих комитетов по различным направлениям (стандартизация, образование, взаимодействие с органами власти и т. п.) и механизмов взаимодействия с членами, привлечение в Союз «новых» ИТ-директоров. У СоДИТ есть планы и по организации подготовки ИТ-кадров. Предполагается создать список предприятий, заинтересованных в подготовке ИТ-специалистов. Для проведения программы обучения будут подбираться профильные государственные службы и вузы, заинтересованные в данной программе и готовые ее реализовать. Эксперты СоДИТ будут разрабатывать программу обучения, заключать договоры с предприятиями и вузами, контролировать их выполнение.
В состав Попечительского совета СоДИТ согласились войти министр информационных технологий и связи Леонид Рейман, первый заместитель председателя комитета по энергетике, транспорту и связи Госдумы РФ Михаил Горбачев. Их участие дает участникам и экспертам основание надеяться, что интерес государства к ИТ-директорам не останется формальным. Советник Глобального альянса за информационно-коммуникационные технологии и развитие (ГАИКТиР) Андрей Коротков убежден, что комплексная реализация программ, проводимых государством в области информатизации, возможна только при условии взаимодействия всех заинтересованных сторон - представителей государства и бизнеса, научного и академического сообщества, международных и некоммерческих организаций, а также медиа-ресурсов. «Очевидно, что в значительной степени успешное проведение этих процессов будет зависеть от активной позиции современных CIO», - отмечает он.
Аналитики рынка убеждены, что сегодня государство становится не только двигателем информатизации страны, но и крупнейшим ИТ-потребителем. И объемы госзакупок напрямую определяют состояние рынка. «К числу существенных моментов, определяющих перспективы развития высокотехнологичной индустрии в нашей стране, я бы отнес усиливающуюся роль государства, - комментирует президент ГК «КомпьюЛинк» Михаил Лящ. - Если еще совсем недавно ИТ-индустрия, в отличие, например, от добывающих отраслей или транспорта, была фактически предоставлена сама себе, то по состоянию на 2006-2007 год можно сказать, что государство является важнейшим игроком на рынке». Более того, сегодня информатизация госструктур уже частично определяет и вектор развития всего ИТ-рынка.
На развитие отечественного ИТ-сектора в 2007 году продолжали оказывать существенное влияние федеральные целевые программы и национальные проекты в сфере информационно-коммуникационных технологий. Тренд консолидации, «докатившийся» до российского ИТ-рынка, привел к тому, что на отечественном ИКТ-пространстве с каждым днем становится больше «наших» игроков, способных реализовать сложные проекты и предложить свои услуги государству. Тем не менее, по итогам прошлого года можно отметить, что внедрение информационных технологий в госсекторе идет не столь активно по сравнению с корпоративным сегментом российской экономики. В ближайшие годы вектор развития процессов информатизации в государственных ведомствах будет направлен на интеграцию государственных информационных систем, на создание реального «электронного правительства». Во всех областях российской экономики (и в госсекторе – в первую очередь) возрастет в обозримой перспективе спрос на оказание консультационных услуг, а также на аутсорсинг ИТ-услуг и поддержку ИТ-инфраструктуры.
Материал подготовлен группой аналитиков Независимого института изучения новой экономики