4 февраля '08
№11 Сотовые телефоны начнут работать в самолетах
Российские абоненты сотовых компаний в ближайшее время смогут пользоваться телефонами в самолете. «Вымпелком» и МТС заключили роуминговое соглашение с бортовым оператором OnAir, который «телефонизирует» борты таких авиакомпаний, как Air France и Ryanair. Доходы российских сотовых операторов от авиасвязи могут составить $10-12 млн в год.
Пока услуги сотовой связи на борту своего самолета оказывает только Air France: авиакомпания начала шестимесячное тестирование этой возможности в декабре прошлого года. Сейчас возможность предоставления сотовой связи тестируется на рейсах авиакомпаний BMI (Великобритания), TAP (Португалия), Royal Jordanian (Иордания), Ryanair (Ирландия), Air Asia (Малайзия), Shenzhen Airlines (Китай), Kingfisher Airlines (Индия). В частности, Ryanair рассчитывает в первом полугодии установить систему OnAir на 25 самолетах. В салоне самолета устанавливают базовую станцию, которая через спутник связывает абонентов в самолете с наземными сетями.
Эксклюзивные комментарии:
Юлий Матевосов, директор аналитического департамента
Dresdner Kleinwort
«Стоимость услуги будет зависеть от ее востребованности и качества. С одной стороны, это интересно, - в полете можно пользоваться, тем же самым Blackberry, однако, вряд ли обычные граждане будут платить за это втридорога. Прибыль для операторов небольшая, по сравнению с обычным источником доходов. Думаю, телефонизация метро намного перспективнее и актуальнее. Однако, если для «Вымпелкома» и МТС установка оборудования на борт самолета не будет дорогой, то почему бы не сделать на этом бизнес».
Константин Белов, аналитик
ФК «УралСиб»
«Это новый ход в борьбе за VIP- и корпоративных клиентов. Доходы компаний могут увеличиться только на полпроцента, однако имидж будет на высоте».
Владислав Кочетков, президент-председатель правления
ИК «Финам»
«С учетом пула участников проекта, для российских компаний они вряд ли превысят несколько миллионов долларов в год. На внутренних рейсах услуга может быть востребована не меньше, чем не внешни. Однако большинство российских авиакомпаний пока не готовы инвестировать в предоставление такого сервиса. Сейчас для российского потребителя ключевую роль играет цена билета, а из-за этих вложений она может вырасти. Шансы, что услуга станет повсеместной, есть, но это вряд ли произойдет в ближайшие 5-7 лет».