26 ноября '07
Почтовый вызов Андрея Казьмина
Сеть российских почтовых отделений может стать одним из эффективных инструментов модернизации инфраструктуры. Но – не стала до сих пор. Именно это и привело к смене руководства ФГУП «Почта России». Как никто другой, Андрей Казьмин, руководивший кредитно-финансовым учреждением с самой большой в стране филиальной сетью, может способствовать развитию «Почты России» в качестве почтово-банковской структуры. У «Почты России» и «Сбербанка» схожая структура сети – у «Сбербанка» число филиалов сейчас составляет около 20 000. Существует целый ряд вызовов, дать ответ на которые призван новый глава «Почты России» Андрей Казьмин. Главное -- превратить довольно инертную структуру в современного национального почтово-банковского оператора. Наиболее очевидные проблемы и угрозы -- низкий уровень технической оснащенности отделений почты, недостаток квалифицированных кадров и специализированного банковского оборудования, каналов связи.
Система главной почтовой службы России включает в себя сегодня около 85 филиалов и более 40 000 отделений, работа которых в первую очередь ориентирована на удовлетворение потребностей населения по оказанию услуг почтовой связи: доставку писем, корреспонденции, бандеролей и посылок. Сотрудники национального почтового оператора принимают, обрабатывают и доставляют в год более 1,3 млрд писем, 3 млрд печатных изданий, 24 млн посылок. Кроме того, «Почта России» сейчас несёт перед населением ряд важных социальных функций, в числе которых доставка пенсий и других социальных пособий.
Если на территории крупных городов востребованность услуг «Почты России» при нынешней организации работы предприятия неуклонно снижается на фоне конкуренции частных почтовых операторов, то в регионах компания является зачастую практически единственным средством коммуникаций с окружающим миром и использования традиционных почтовых услуг. Однако социальная направленность работы ФГУП и регулирование тарифов на оказываемые «Почтой» услуги со стороны государства не позволяют сделать функционирование главного почтового ведомства страны прибыльным. За счёт оказания услуг в 2006 году «Почта России» выручила 56,7 млрд руб., однако, по оценкам самой компании, убыток от деятельности предприятия составил около 6 млрд руб. Кроме того, нынешнее состояние почтовых отделений ФГУП находится в не самом лучшем состоянии, а спектр и качество услуг «Почты России» стремительно отстаёт от потребностей населения.
Социальные ограничения есть. Но сделать «Почту России» коммерчески эффективной, прибыльной – возможно. Деятельностью предприятия сегодня всерьёз озабочено государство, и в частности отраслевое Министерство информационных технологий и связи. На модернизацию и оптимизацию структуры «Почты России» до 2012 г. предполагается потратить 50,2 млрд. руб. В частности, существенно изменить ситуацию может модернизация логистики и транспортно-сортировочной сети, внедрение современных технологий и бизнес-процессов. Эти меры могут в значительной степени способствовать сокращению сроков доставки корреспонденции, увеличению качества предоставляемых услуг. На фоне сохранения обязательной для национального почтового оператора услуги по обеспечению потребностей населения почтовой связью, сохранения масштабной, географически распределённой филиальной сети, «Почта России» сейчас должна активно искать дополнительные пути получения доходов и развивать коммерческие направления.
Одним из наиболее успешных коммерческих направлений вполне очевидно может стать развитие на основе филиальной сети «Почты Росси» банковских услуг. Достижение доступности банковских операций всем слоям населения уже давно является одной из приоритетных задач государства. Как известно, существующие банки склоняются к работе с крупными предприятиями и состоятельными гражданами, однако огромнейшее число потенциальных вкладчиков являются небогатыми гражданами и представителями среднего бизнеса. Кроме того, налицо распространение банковских структур в крупных городах с высокой плотностью населения. В результате жители многочисленных сельских поселений и мелких городов остаются без полноценного доступа к использованию финансовых услуг. В сложившихся обстоятельствах с большой степенью эффективности вопрос можно решить с использованием инфраструктуры и равномерно распределённой по стране филиальной сетью «Почты России». Уже сейчас главный почтовый оператор страны оказывает населению услуги банковских переводов, на основе сотрудничества с определенным банком, осуществляет операции с банковскими картами ведущих платёжных систем. В ближайшее время предполагается развить систему оплаты товаров и услуг, распространяемых через почтовую систему, а также оформления и погашения потребительских кредитов. Стоит отметить, что в развитых странах мира уже сейчас доля финансовых услуг в структуре национальных почтовых служб составляет от 20 до 40%.
«Фронт работ» для нового топ-менеджера весьма широк. Учитывая опыт Андрея Казьмина – высшего главы крупнейшего банка страны – одна из приоритетных задач реформирования «Почты России» может быть выполнена с большим успехом. Модернизация и структурная трансформация «Почты России», при которой в обозримом будущем изменится в лучшую сторону спектр услуг и текущая деятельность предприятия, становятся более реальными.