8 ноября '07
№9 Российско-китайская связь: потенциал ограничен
В ходе встречи председателя правительства Виктора Зубкова с главой Госсовета КНР Вэнь Цзябао министр информационных технологий и связи Леонид Рейман заявил, что вопрос о выходе российских операторов на китайский рынок услуг сотовой связи остается открытым. Рейман отметил эффективное взаимодействие сторон в рамках приграничной координации радиочастот, спутниковой и почтовой связи. Увеличена пропускная способность линий связи между двумя странами, достигнут существенный прогресс в подготовке к трансляции телевизионного сигнала с Олимпийских игр 2008 года в Пекине, пояснил министр. Каковы перспективы освоения китайского рынка связи российскими компаниями?
Аналитики рынка крайне скептически оценивают китайские перспективы российских операторов. Эксперты напоминают о государственном контроле местного рынка связи, отмечая, что для полноценной конкуренции с действующими операторами Китая, потребуются значительные инвестиции со стороны российских игроков.
Эксклюзивные комментарии:
Илья Федотов, аналитик по телекоммуникациям
ИК «Велес Капитал»
Напомним, что в ходе визита Леонида Реймана в составе российской делегации в Китай в 2006 году было объявлено о договоренностях о выходе российских операторов на местный рынок сотовой связи. Однако за прошедшее время никто из крупных российских компаний не проявил практического интереса к этой стране. К самой идее выхода кого-либо из российских операторов на китайский рынок мы относимся скептически. Так, например, только у одной China Mobile абонентов вдвое больше, чем у всех российских операторов вместе взятых. Соответственно, для выхода на рынок Китая компаниям придется затратить немало ресурсов, как на построение сети, так и на привлечение абонентов. И вряд ли кто-либо из потенциальных новичков сможет составить конкуренцию китайскому оператору.
Виталий Купеев, аналитик
Альфа-банка
На мой взгляд, в обозримом будущем выхода российских операторов на рынок сотовой связи Китая ожидать не стоит. Все китайские сотовые операторы являются государственным компаниями, а сам рынок сотовой связи и соответственно частотный ресурс находится под строгим контролем. При этом российские компании, способные претендовать на покорение такого рынка как в Китае, даже не заявляли об интересе к нему. Как известно, крупные российские холдинги такие как «Система» и «Альфа-групп» выражают большую заинтересованность в выходе на среднеазиатские телекоммуникационные рынки. Таким образом, закрытость рынка сотовой связи Китая и тотальный контроль со стороны государства не позволяют в ближайшем будущем прогнозировать появления на нем российских компаний.
Кирилл Тищенко, аналитик
ФК «Открытие»
«Вопрос выхода российских компаний на рынок сотовой связи Китая обсуждался достаточно давно, и пока остается только на уровне заявлений. В Китае очень велико вмешательство государства в бизнес, а значит, действовать там, как они привыкли, операторам не удастся. Для примера можно взять требования к найму персонала - государство обяжет иностранные компании нанимать на работу китайцев.
Рынок мог бы быть интересен мобильным операторам - проникновение сотовой связи в Китае по-прежнему невелико, и составляет около 40%. В то же время, из-за сильного госрегулирования «большая тройка» вряд ли будет инвестировать в этот рынок - Юго-Восточная Азия выглядит для них привлекательнее. Думаю, что заявление Реймана на встрече премьера Виктора Зубкова с главой Госсовета КНР Вэнь Цзябао - это, все-таки, скорее, дипломатический «реверанс» в сторону партнеров по переговорам - не затронуть такой вопрос при встрече на высоком уровне было нельзя, однако и сильного прогресса в его решении ожидать не стоит».
Олег Судаков, аналитик
ИК«АК Барс Финанс»
«Чисто теоретически перспективы выхода российских компаний на рынок сотовой связи Китая есть. Потенциальными претендентами на выход могли бы стать МТС и «Вымпелком», благодаря усилиям своих акционеров АФК «Система» и Altimo. Однако власти Китая крайне неохотно пускают на местные государственно-важные рынки иностранных игроков. В подобных телекоммуникациям отраслях доминируют национальные компании. При небольших перспективах согласия китайских властей о доступе к рынку сотовой связи российских игроков, форма сотрудничества, на мой взгляд, возможна лишь в качестве создания совместного предприятия, в котором китайцам будет принадлежать контрольный пакет».