31 октября '07
Альтернативный широкополосный доступ
В последние годы в России наблюдается настоящий бум в сфере развития услуг доступа к сети Интернет. По данным Министерства информационных технологий и связи количество пользователей Интернет за 2006 г. выросло на 15% и составило 25,1 млн человек. По оценкам различных исследовательских компаний количество российских пользователей ШПД в конце 2006 г. составило 2,5 млн человек (рост за год более чем в 2 раза). Межрегиональные компании связи (МРК) «Связьинвеста» за этот же период продемонстрировали более высокие темпы – суммарная абонентская база пользователей МРК на основе технологии DSL составила 644 тыс. (рост почти в 5 раз). Статистика МРК по росту абонентов ШПД за первое полугодие 2007 г. также весьма позитивна – все отчитавшиеся компании нарастили базу на 50-70%.
Столь значительный рост абонентов ШПД связан с несколькими факторами. В частности, в прошлые годы компании связи модернизировали свою инфраструктуру для возможности предоставления данных услуг. Кроме этого, росту спроса на ШПД способствовало повышение доходов населения. Отметим, что процессы на рынках ШПД в регионах и в Москве несколько различаются. Так, в Москве на фоне роста количества пользователей ШПД стремительно сокращается число dial-up-абонентов, за счет их перехода на более прогрессивные технологии. В то же время в регионах пока еще продолжается рост числа абонентов dial-up. Подобные процессы связаны с рядом особенностей региональных рынков. Основная особенность – доминирующее положение МРК «Связьинвеста» в регионах. В частности, МРК контролируют значительную часть «последней мили» в стране, что приводит к некоторым сложностям для выхода на региональные рынки других операторов. Отсюда вытекает и другая особенность – относительно высокие цены на услуги по сравнению с Москвой, на рынке которой наблюдается острая конкуренция. Соответственно, dial-up во многих регионах пока еще остается более дешевым способом доступа в Интернет.
В ближайшие годы в России рост рынка услуг ШПД, вероятнее всего, продолжится. Об этом свидетельствует целый ряд факторов. Основной фактор – низкий уровень проникновения ШПД в России. Так, если в Москве данная величина составляет порядка 26% (по состоянию на конец 2006 г.), что превышает средний уровень в странах Восточной Европы, то в среднем по России – 3,5%.
Не стоит исключать, что сценарий развития данного рынка будет похож на сценарий развития рынка сотовой связи в период его бурного роста. Основными тенденциями в ближайшие годы могут стать следующие моменты. Во-первых, с учетом низкого уровня проникновения ШПД в российских регионах на рынок будут выходить крупные альтернативные операторы. В частности, агрессивные планы выходу на региональные рынки имеет Golden Telecom – компания планирует построить сети в 65 городах России и потратить на это 1,3 млрд долл. Другой крупный игрок телекоммуникационного рынка – «Комстар-ОТС» – также заявляет об усилении присутствия на региональных рынках. Из данного факта следуют следующие выводы. Региональная экспансия крупных альтернативных операторов может осуществляться как постройкой собственных сетей, так и покупкой местных игроков рынка, т.е. в ближайшие годы можно ожидать активизации процессов Mergers & Acquisitions в данном секторе. Второй момент – усиление конкуренции вызовет снижение цен на услуги. В числе причин для снижения не стоит исключать, что альтернативные операторы для захвата доли рынка могут использовать пониженные тарифы для увеличения своей доли, особенно на первых этапах выхода в регионы. Как мы уже упоминали выше, тарифы на ШПД у МРК значительно выше тарифов в Москве, соответственно, есть и потенциал их снижения в дальнейшем. В свою очередь, это даст возможность менее обеспеченным пользователям использовать ШПД, что усилит темпы роста рынка (в количественных показателях). Третий момент, по нашему мнению, связан с тем, что альтернативные операторы имеют опыт работы в более агрессивной среде, что, в свою очередь, заставит МРК «понервничать» и, возможно, приведет к понижению их доли на рынке. Кроме этого, альтернативные операторы (либо аффилированные с ними компании) имеют свои магистральные сети, что снижает для них стоимость передачи данных.
Впрочем, контроль над «последней милей» еще длительное время может оставаться конкурентным преимуществом МРК. Также преимуществом является тот факт, что сети МРК охватывают как города, так и сельские населенные пункты. Не исключено, что в этом сегменте данные компании будут доминировать. Дополнительным стимулом для этого является участие МРК в нацпроектах – интернетизация школ, универсальные услуги связи. Т.е. компании понесли затраты на данные низкорентабельные мероприятия, и было бы логично использовать сети на полную мощность и получать дополнительные доходы. В отличие от МРК альтернативным операторам строить сети в селе может оказаться не так выгодно.