21 июля '06

Цифровое телевидение: Минсвязи задает конкурентный формат Илья Федотов


Илья Федотов

ИК «Велес Капитал», ведущий аналитик

Россия стоит на пороге существенной модернизации передающей инфраструктуры телерадиовещания и перехода на цифровые технологии. Существующая сеть передачи сигнала разрабатывалась и строилась в 70-80-х годах прошлого века. Сегодня она физически и морально изношена. Кроме того, она является аналоговой, что понижает качество передачи сигнала. Мировой тренд -- перевод передачи телерадиосигнала на цифровой формат. Это многократно увеличивает пропускную способность передающих систем, соответственно снижая стоимость передачи, повышает качество звука и изображения. Однако при переходе на цифровой формат вещания необходима замена пользовательского оборудования, либо, как минимум, инсталляция дополнительного декодера для преобразования сигнала. Кроме того, переход на «цифру» предполагает введение платы за прием передач.

В России разработаны несколько концепций перехода на цифровое вещание. Конечный результат концепций одинаков, однако пути достижения различны. Основные концепции разработаны Министерством связи и информационных технологий и ФГУП «РТСР». При этом взгляды на развитие «цифры» обоих ведомств серьезно расходятся.

Так, РТРС предлагает создание в России единой сети передачи сигнала. ФГУП оценивает стоимость такого проекта в 43 млрд руб., а переход на «цифру» может быть осуществлен уже к 2010 г. Финансирование данной программы частично будет происходить за счет бюджетных средств.

Концепция Минсвязи рассчитана на более длительный срок и предполагает более комплексное решение проблемы и она существенно отличается от инициативы РТРС. Минсвязи предлагает создать конкурентный рынок в данной отрасли с множеством игроков. Участники рынка будут проходить лицензирование и будут обязаны передавать минимальный «социальный пакет» программ. Переход к «цифре» предполагается осуществить постепенно к 2015 г. Минсвязи предлагает присвоить этой акции статус Федеральной целевой программы (ФЦП), объем финансирования предполагается в объеме 266 млрд руб. При этом инвестирование большей части этой суммы (чуть более 154 млрд руб.) предлагается сделать участникам рынка. Из остальной суммы часть будет направлена на субсидирование малоимущих для приобретения декодирующих приставок (32 млрд руб.), а также на оплату услуг по передаче «социального пакета» программ (52,4 млрд руб.).

На наш взгляд, предложения Минсвязи являются более адекватными ситуации и приведут к созданию более «качественного» рынка. Хотя и недостатки у этой концепции также есть. Они связаны, например, с более длительными сроками перехода на цифровое вещание. Однако минусы перевешивает очевидный плюс -- создание конкурентного рынка. Мы считаем это наиболее важным моментом: конкуренция предполагает рыночные отношения между участниками рынка и потребителями. В результате конкуренции стоимость услуг будет снижаться, а качество передачи сигнала и информационного наполнения программ – наоборот, улучшаться. Естественно, все это невозможно без отсутствия государственных механизмов контроля над участниками рынка. Второй, не менее важный момент состоит в том, что финансирование строительства передающих сетей возлагается на плечи участников рынка. При этом государство будет выполнять лишь социальные функции, субсидируя малоимущих, и надзорные функции.

Реализация мероприятий по переходу на цифровое вещание невозможна без просвещения населения. Необходимо как минимум привить людям мысль о том, что за качественное телевидение необходимо будет платить. И даже если эта мысль будет привита, необходимо, чтобы уровень доходов населения позволял оплачивать такие услуги. Впрочем, у Минсвязи и государства есть почти 10 лет на решение этой проблемы.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов