23 октября '07
Hot-choice или демонополизация дальней связи
Главным событием, произошедшим за последние два года на рынке российских телекоммуникаций, и оказавшим большое влияние на всю отрасль связи, можно считать демонополизацию рынка дальней связи. Это событие вызвало неизменный резонанс, как в среде обычных абонентов, так и в различных компаниях, активно пользующихся услугами дальней связи.
Ранее монополистом рынка МГ/МН связи был «Ростелеком». Любой звонок, направленный в другой город или же за пределы РФ, проходил через сеть этого оператора. Сейчас, по состоянию на конец сентября 2007 года, на рынке присутствует уже 4 оператора, составляющих конкуренцию бывшему монополисту дальней связи. С помощью дополнительных кодов, присвоенных новым операторам дальней связи, населению был предоставлен выбор оператора, для установления междугородного или международного телефонного соединения, но данная возможность ещё не полностью реализована на всей территории России.
Всем компаниям дальней связи, удовлетворяющим условиям для получения лицензии и реализовавшей ее, согласно приказу Министерства информтехнологий РФ, должны быть присвоены коды оператора дальней связи, которые абоненту нужно будет набрать сразу после традиционной «8» для выбора оператора дальней связи. Однако, для возможности выбора альтернативного оператора, в большинстве регионов Российской Федерации, абонент обязан письменно сообщить об этом своему местному оператору и только после этого станет доступна опция hot-choice, в противном случае, трафик будет проходить через сеть «Ростелекома». Это создает дополнительные трудности и препятствует более быстрому росту абонентской базы операторов Golden Telecom, «ТрансТелеКом» и МТТ.
Альтернативным способом соединения является заключение договора с оператором дальней связи, что обеспечит его выбор при звонке через «8» автоматически, без набора операторского кода. Этот способ называется pre-selection, и представляет наибольший интерес для альтернативных компаний МГ\МН связи, так как может помочь заполучить абонентов, которые будут постоянно пользоваться услугами и тем самым удерживать постоянную долю рынка.
На данный момент на рынке дальней связи присутствуют 4 оператора: «Ростелеком», МТТ, Golden Telecom и «ТрансТелеКом». 14 августа 2007 года ещё один оператор Синтерра объявил о завершении строительства телекоммуникационной инфраструктуры для сети дальней связи в РФ. В середине сентября подал в Россвязьохранкультуры документы для получения разрешения на эксплуатацию сети дальней связи. До конца 2007 года количество МГ/МН операторов может пополниться еще двумя компаниями, которые уже построили свои сети МГ/МН-связи. Это «Арктел» и Orange.
Не все компании связи стали предоставлять услуги МГ/МН после демонополизации, т.к. для регистрации сети в органах регулятора – Россвязьнадзора, необходимо выполнить ряд требований. В частности – необходимо организовать точки присутствия в каждом из регионов России, по одному транзитному междугородному узлу в каждом из Федеральных Округов и 4 международных узла: 2 – в Европейской и 2 – в Азиатской части РФ.
Главной целью операторов дальней связи, появившихся после демонополизации, безусловно, является увеличение свой доли доходов в общей структуре рынка МГ/МН связи. Для привлечения наибольшего количества абонентов, компании используют различные маркетинговые ходы.
Наиболее распространенным методом завоевания рыночной доли компаниями связи является ценовая конкуренция, игра тарифными планами. Однако этот опыт ещё не нашел применения в России. Вопреки ожиданиям, после выхода альтернативных операторов на рынок МГ/МН, цены снизились очень незначительно. Это связано с по-прежнему высокой ценой на аренду магистральных каналов, которыми в полной мере обладают только 2 оператора – «Ростелеком» и «ТрансТелеКом». Остальные операторы имеют собственные каналы связи, но всё же продолжают арендовать не достающие канальные ёмкости.
Для привлечения абонентов, компании МГ/МН связи стали активно использовать не характерные для них способы маркетинговой политики – телевизионные рекламные блоки, интернет-реклама, реклама на транспорте. Абонентам более привычно было видеть рекламу сотовых операторов. Рынок дальней связи быстро прогрессирует, появляется серьезная жесткая конкуренция, «борьба за абонентов». «ТрансТелеКом» и «Ростелеком» для продвижения своих услуг используют региональные представительства, обеспечивающие заключение договоров, техническую поддержку и сервисное обслуживание.
В отличие от основного игрока – «Ростелекома», МТТ использует новую схему организации деловых отношений – «квазифранчайзинг». Следуя ей – МТТ предоставляет услуги пользователям, как лицензированный оператор связи, а партнерам компании передана часть сопутствующих функций: заключение договоров с пользователями, справочная и информационная поддержка, контроль оплаты и выставление счетов.
Резюмировать итоги демонополизации возможно ещё рано, так как рынок не обзавёлся ещё достаточным количеством конкурентов, чтобы выделить какие-то компании, занимающие существенные доли рынка кроме Ростелекома. Она все еще носит скорее бумажный характер из-за сложности выбора альтернативных операторов в качестве основных поставщиков МГ/МН услуг для населения и юр.лиц. Конечно, на нем появились новые игроки, но больше половины доли рынка продолжает удерживать Ростелеком. Пятую часть рынка занимает Голден Телеком, и около 10% МТТ. Ко всему прочему, тарифы компаний отличаются лишь формально, предлагая потенциальным абонентам, небольшие выгоды на звонки в том или ином направлении. Ситуация обещает измениться к лучшему ближе к концу 2007 года, когда рынок достаточно стабилизируется, и процесс здоровой конкуренции заработает в полную силу.
Однако не стоит ждать кардинального изменения общей картины рынка дальней связи в ближайшее время. По прогнозам J`son & Partners, к 2010 году на рынке МГ/МН будет 7 основных игроков. Доля Ростелекома может снизиться до 41%, Голден Телеком займёт около 20% рынка, ТрансТелеКом 14%, МТТ порядка 10%, Синтерра может занять пятое место с 5% долей рынка. По 3% рынка получат Арктел и Orange, оставшиеся 4% займут новые операторы.
Станислав Стариков, Владимир Токарев, Ирина Петелина, аналитики J’son & Partners