24 сентября '07
№7 Российско-китайский телеком: возможности и ограничения
Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф обратился к председателю госкомитета Китая по развитию и реформе Ма Каю с просьбой посодействовать российским операторам связи в выходе на рынок Китая. Обращение министра было озвучено по просьбе трёх телекоммуникационных компаний России. Греф призвал китайское правительство к продаже частот хотя бы одной российской компании, «а лучше всем трём». В ответном обращении Ма Кай заявил об усилении Китаем политической поддержки российских инвестиций, а также о возможном содействии в упрощении визового режима и предоставлении налоговых и таможенных льгот. Каковы перспективы российско-китайского диалога?
Аналитики рынка считают преждевременными разговоры о выходе российских операторов в Китай, отмечая исключительную закрытость местного рынка. В качестве возможного варианта сотрудничества с Китаем эксперты называют создание совместных предприятий.
Эксклюзивные комментарии:
Виталий Купеев, аналитик
Альфа-банка
Исторически сложилось так, что иностранным компаниям довольно сложно выйти на телекоммуникационный рынок Китая. Поэтому, результатом обращения Германа Грефа к китайскому правительству с просьбой о содействии россиянам в работе на местном рынке, может стать появление возможности организовать какое-либо совместное предприятие. Учитывая численность населения Китая в 1,3 млрд. чел, а уровень проникновения сотовой связи в стране в 40% - перспективы для развития бизнеса российских компаний колоссальные. Прежде всего, это может коснуться «ВымпелКома», который определённо заявил о своей заинтересованности в телекоммуникационных рынках стран, лежащих за пределами СНГ.
Анна Крылова, аналитик
ИК «Антанта Капитал»
«Российские сотовые операторы «большой тройки» сегодня нацелены на транснациональную экспансию: в России уже все поделено, рынок СНГ в целом приблизится к насыщению уже в ближайшие 2 года. Поэтому для экстенсивного развития не исключены и покупки в таких странах как, например, Китай (напомним, что Altimo, например, официально нацелена на Азию: Индонезию, Вьетнам и т.д.). Примечателен низкий уровень проникновения сотовых сетей в Китае (около 40%) - для сравнения, в России он уже превысил 110%. Это притом, что Китай - рынок быстрорастущий, следовательно, и сотовый сегмент имеет колоссальные масштабные перспективы. Если в Китай россиян и пустят - то только в рамках СП. Однако даже такое участие для российских компаний будет выгодно. 2007 г. - это год Китая в России. Поэтому мы не исключаем, что лоббирование получения лицензий кем-либо из операторов вполне возможно».