19 сентября '07

ГЛОНАСС: перспективы и ограничения


Наталья Куценко

инвестиционный холдинг «Финам», аналитик

Российский рынок пользовательских систем спутниковой навигации только начинает развиваться, и вполне закономерно этот процесс начинается со столиц. Сегодня, более 85% продаж GPS-устройств приходится на московский и петербургский рынки. По прогнозам Центра инвестиций в высоких технологий ИК «Финам», в текущем году российский рынок навигационных устройств увеличится до $120 млн., а количество проданных телефонов со встроенными GPS-приемниками составит более 30%.

В последние годы наблюдается стремительный рост мирового рынка навигационных устройств. По различным оценкам, его объем превышает $15 млрд. в год. Согласно данным компании Canalys мировые поставки GPS- навигаторов во II квартале 2007 г. составили около 7,45 млн. штук, в то время как доля смартфонов со встроенными GPS-приемниками не превышает 6%.

На сегодняшний день в мире сосуществуют несколько глобальных навигационных систем, среди которых: американская GPS, российская ГЛОНАСС, европейская Galileo. В некоторых странах применяются свои навигационные разработки, но они не являются глобальными и доступ к ним ограничен. К примеру, в Китае действует спутниковая система Beidou, в составе которой 4 спутника на орбите. Но сможет ли она стать глобальной, или останется региональной с зоной видимости Китая и сопредельных государств пока сказать трудно.

В системе GPS (официальное американское название NAVSTAR) группировка из 24 спутников была достигнута в 1994 году. Сейчас на орбите 29 спутников, и планируется увеличение их числа до 48. Первоначально система GPS предназначалась для военных целей, но уже в 80-х годах была открыта для гражданского использования.

В свою очередь, Европейский союз в 2003 году принял решение о создании европейской спутниковой системы Galileo. Инвестиции в этот проект, включающие необходимую наземную инфраструктуру составляют 3 млрд. евро. К 2012 году планируется запустить на орбиту 30 спутников. В настоящее время система состоит только из одного спутника Giove-A, а ряд проблем, связанных с финансированием, вообще ставит под угрозу запуск следующих спутников.

История российской навигационной системы ГЛОНАСС началась в 1982 году, когда в Советском Союзе первый спутник «Глонасс» был выведен на орбиту. Полное развертывание орбитальной структуры (24 спутника) было достигнуто в 1995 году, однако недостаток финансирования привел к значительному уменьшению количества спутников. Восстановление группировки планируется к 2009 году. Уже к концу 2007 года система будет укомплектована 18 орбитальными аппаратами. Это обеспечит непрерывную навигацию на территории России, но в этом случае в других точках мира перерыв в навигации может достигать 1,5 часов.

В настоящее время в системе находится 17 аппаратов, из которых 11 работают, один временно выведен на техобслуживание, один ожидает ввода в систему и четыре - вывода из нее. Именно из-за неполной орбитальной группировки маловероятно распространение навигаторов, работающих только по сигналам ГЛОНАСС. В настоящее время в России используются GPS-навигаторы и ГЛОНАСС/GPS навигаторы, работающие с сигналами двух спутниковых систем. При этом возможность приобрести отечественные навигаторы ГЛОНАСС сегодня имеют лишь государственные потребители и большие компании, а для частных лиц существуют лишь опытные образцы. Соответственно, про использование мини-приемников для контроля за передвижением детей или домашних животных говорить еще рано.

Основной проблемой при организации массового применения системы ГЛОНАСС является производство конкурентоспособных отечественных навигаторов. Главным сдерживающим фактором развития отечественного рынка пользовательских ГЛОНАСС навигаторов является высокая стоимость устройств. Ожидается, что первый отечественный приемник ГЛОНАСС/GPS для частного использования появится в продаже к концу текущего года, и его стоимость будет около 30 тыс. рублей. Серийное производство приемников будет развернуто в 2009 году, и их стоимость снизится приблизительно в 2 раза, а GPS-приемник стоит $300-600. Между тем, рядовому пользователю непринципиально, использование ГЛОНАСС или GPS-устройств. Главное, чтобы цена соответствовала качеству. Справедливости ради стоит отметить, что использование двух навигационных систем позволяет значительно повысить точность определения координат.

Между тем 1 января 2007 года были сняты ограничения по точности определения координат с помощью системы ГЛОНАСС. Снятие этих ограничений способствует развитию перспективного рынка навигационных систем, открывает широкие возможности применения системы ГЛОНАСС для организаций и физических лиц. Навигационные системы применяются для решения прикладных задач в авиации, на морском транспорте, в геодезии и картографии, позиционирование наземного транспорта, включая личные автомобили. Многие путешественники уже не представляют свои походы без устройств навигации. Службы такси в мегаполисах также остро нуждаются в таких устройствах. Государственные потребители, в том числе Минтранс, МЧС и МВД, будут обязываться устанавливать навигационную аппаратуру системы ГЛОНАСС.

Современный подход к организации как наземного, так и воздушного транспорта невозможен без введения спутниковых систем позиционирования. Так, компания «Космос» подписала контракт с «РЖД» на поставку системы контроля за движением поездов на основе ГЛОНАСС. Внедрение таких систем позволит значительно улучшить систему управления движением поездов. Передаваемая со спутника информация, оперативно обрабатывается в режиме реального времени, что дает возможность точно определить местонахождение поезда, соблюдение ж/д расписания, контролировать состояние пути.

В отечественной гражданской авиации применятся бортовая многофункциональная система, позволяющая принимать сигналы со спутников ГЛОНАСС, GPS а в перспективе и Galileo. Первой компанией, установившей такое оборудование, стала авиакомпания Правительства Москвы «Атлант-союз». Применение в авиации спутниковых сигналов позволяет соблюдать маршруты и выделенные воздушные коридоры, что повышает уровень безопасности полетов.

Использование системы ГЛОНАСС на наземном транспорте позволяет следить за передвижением грузового и пассажирского автотранспорта. Грузовой автотранспорт – это самый большой сегмент на рынке навигационных систем. В более 20 городах России уже применяются системы диспетчерского управления перевозками с использованием спутниковых навигационных систем, что улучшает финансовые показатели компаний.

Но в первую очередь спутниковая система ГЛОНАСС разрабатывалась для обеспечения национальной безопасности России. В том числе высокоточное оружие дальнего радиуса действия может использовать сигналы о местонахождении объекта со спутников. Применение приемников GPS также тесно связано с государственной политикой, Министерство обороны США оставляет за собой право уменьшить в десятки раз точность определения координат по GPS-сигналу. При этом главным преимуществом российской системы ГЛОНАСС является использование частотного разделения каналов (FDMA) т.е. спутники работают на разных частотах. Главное достоинство FDMA – лучшая помехозащищенность сигнала. А спутники GPS, а в дальнейшем и Galileo работают на одинаковой частоте с кодовым разделением каналов (CDMA). Таким образом, чтобы заглушить сигналы со спутников GPS понадобится одна частота, а со спутников ГЛОНАСС придется подбирать частоты к каждому спутнику, что достаточно более проблематично. Очевидно, что для обеспечения безопасности Российской Федерации аппаратура спутниковой навигации, приобретаемая для нужд федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, должна функционировать с использованием сигналов системы ГЛОНАСС.

Подводя итоги, можно сказать, что при достаточном финансировании российской спутниковой системы, отечественные разработчики радиооборудования смогут занять рыночную нишу навигационных ГЛОНАСС/GPS устройств в России в государственном и бизнес сегментах. Однако, неполная группировка в совокупности с дороговизной оборудования будет мешать активному продвижению ГЛОНАСС-устройств в частном секторе.







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов