30 августа '07
Экспансия «большой тройки»
Анна Маракушина
Покорив практически все регионы России, сотовые операторы так называемой «большой тройки» уделяют всё больше внимания странам ближнего зарубежья. Стремление найти дополнительный потенциал для развития своего бизнеса подталкивает лидеров российского рынка сотовой связи – «Мобильные телесистемы» (МТС), «ВымпелКом» и «МегаФон» - к поиску поля деятельности в странах СНГ, где рынки сотовой связи ещё не достигли насыщения масштабов российского. Приступив к зарубежной экспансии в 2001 году, к настоящему моменту «большая тройка» оказывает услуги сотовой связи в восьми странах СНГ. Российским операторам приходится использовать все возможные методы для сохранения и наращивания масштабов бизнеса, активно конкурируя между собой.
Компании активно присматриваются к потенциальным приобретениям за пределами России. Например, рынки Средней Азии и Закавказья всё ещё остаются не охваченными «большой тройкой», однако из-за высокой заинтересованности к активам на развивающихся рынках со стороны крупных западных телекоммуникационных холдингов, стоимость приобретений становится крайне высокой.
С момента начала экспансии за рубеж российские сотовые компании инвестировали в новые приобретения свыше $1,4 млрд. Потратив практически одинаковые суммы (около $700 млн), МТС и «ВымпелКом» обладают тем не менее различным влиянием на сотовый рынок ближнего зарубежья. На долю МТС приходятся свыше 32% абонентской базы в странах СНГ (без учета России), на долю «ВымпелКома» — 7%, а «МегаФона» — всего 0,2%. Отметим, что МТС сегодня представлена в четырёх странах, «ВымпелКом» в шести. «МегаФон» за пределами России предоставляет услуги сотовой связи лишь в Таджикистане.
Лидирующие позиции МТС в СНГ можно объяснить тем, что эта компания владеет контрольным пакетом акций оператора «Украинская мобильная связь» (торговая марка UMC), который в прошлом году стал одной из самых прибыльных украинских сотовых фирм. Абонентская база UMC в первом квартале 2007 г. составила 20,75 млн. Помимо Украины, МТС имеет активы в Беларуси - 3,37 млн абонентов, в Узбекистане - 1,7 млн. и Туркменистане - 0,2 млн. В середине 2006 г. МТС участвовала в тендере на покупку армянского оператора «АрменТел». На примере этого оператора уже можно наблюдать зарубежную конкуренцию российских сотовых компаний. Тендер на покупку 90% акций национального оператора Армении ЗАО «АрменТел» у греческого оператора Hellenic Telecommunications Organization SA выиграл российский «ВымпелКом». МТС не смогла предложить сумму за актив, которую заплатил «ВымпелКом» - 382 млн евро ($488,1 млн), включая 40 млн евро ($51,1 млн) задолженностей и обязательств компании.
Ещё одним активом, в котором заинтересованы два российских оператора, является киргизский «Бител». В декабре 2005 года через три дня после того, как МТС приобрела 51% акций «Битела», Верховный суд Киргизии признал права московского ЗАО «Резервспецмет» на эту компанию. В тот же день представители ЗАО «Резервспецмет», которое участники рынка ассоциируют с Altimo, взяли штурмом здание компании. В результате до сегодняшнего дня МТС не может вступить в права собственности на «Бител», ведя многочисленные судебные разбирательства. А на протяжении всего этого времени своего интереса к «Бителу» вовсе не скрывал «ВымпелКом» - когда в Киргизии из-за силового захвата пострадала сеть «Битела», оператор намеренно выслал своих специалистов для налаживания сотовой связи в республике. Глава «ВымпелКома» Александр Изосимов не скрывал, что этот шаг был направлен на получение политических дивидендов, которые могут пригодиться если МТС не удастся доказать свои права на сотовую компанию и власти Киргизии выставят «Бител» на продажу.
Активизировавшись в зарубежной экспансии во второй половине 2005 г., сегодня «ВымпелКом» присутствует в Казахстане, где из всех стран СНГ (не считая Россию) абонентская база оператора максимальна и насчитывает сейчас около 3,5 млн человек. Услуги сотовой связи компания предоставляет также в Узбекистане - 1,1 млн абонентов, Таджикистане – 145,3 тыс, Армении – 607,4 тыс. В марте этого года коммерческие операции по предоставлению услуг сотовой связи «ВымпелКом» запустил в Грузии. Наряду с успешными приобретениями в перечисленных странах, «ВымпелКом» столкнулся с трудностями в выходе на Украину. Компания полтора года вела переговоры с акционерами «Украинских радиосистем», которые обслуживали 0,8% абонентов на Украине (257 тыс. человек), при том, что сотовой связью на тот момент пользовались уже 30,4 млн украинцев (63,8% населения). Все это время против сделки выступал норвежский Telenor, владеющий 26,6% «ВымпелКома». По мнению норвежцев, компания с такой мизерной долей рынка не стоит $231,3 млн. Telenor даже обвинила своих партнеров из Altimo в личной заинтересованности в завышении стоимости компании и подали три иска в арбитражный суд Москвы против «Вымпелкома», чтобы оспорить покупку УРС. С момента выхода «ВымпелКома» на Украину между Altimo и Telenor началась нешуточная корпоративная война, продолжающаяся до сих пор, которая отразилась также и на другом совместном активе компаний – украинском сотовом операторе «Киевстар».
Относительное спокойствие к покупкам в странах СНГ сохраняет «МегаФон». Самый молодой участник «большой тройки» сегодня представлен лишь в Таджикистане в лице компании «ТТ-Мобайл». На конец первого квартала текущего года абонентская база «ТТ-Мобайл» составила 160 тыс. 030 человек. Существенным препятствием для выхода в зарубежные страны у «МегаФона» является конфликт его акционеров Altimo и питерского холдинга «Телекоминвест». Компании уже больше двух лет судятся из-за права владения 25,1% акций оператора. Можно полагать, что из-за этого третий акционер оператора - финско-шведская Teliasonera не решается инвестировать значительные средства в развитие компании. Однако концентрация «МегаФона» на развитии своей сети в России показала результат - 5 июля текущего года оператор достиг полного покрытия России. Абоненты «МегаФона» имеют теперь возможность воспользоваться услугами оператора во всех 86 регионах России. Отметим, что «ВымпелКом» на сегодняшний день покрывает 77 регионов, МТС – 85. С осуществлением полного покрытия России стало неудивительным, что менеджмент «МегаФона» огласил свои планы по выходу в СНГ: компания готова приобретать операторов в странах СНГ и зарубежья. Как заявлял гендиректор «МегаФона» Сергей Солдатенков, все сделки будут осуществляться с согласия акционеров. Ими в свою очередь являются уже упомянутые TeliaSonera (35,6%), «Телекоминвест» (31,3%), «ЦТ-Мобайл» (принадлежит «Альфа-групп», 25,1%) и IPOC (8%). При этом «МегаФон» не намерен создавать конкуренцию в странах СНГ оператору, принадлежащему TeliaSonera. Ведь входящий в состав шведско-финского холдинга Fintur Holdings уже работает в Грузии, Казахстане, Азербайджане и Молдавии, можно сделать вывод, что для экспансии оператора в ближнее зарубежье будут рассматриваться Армения, Киргизия и Узбекистан. По данным аналитических компаний, указанные страны обладают низким уровнем проникновения и хорошим потенциалом роста. Таким образом, при достаточном объеме инвестиций потенциальные местные активы могут стать солидным дополнением в увеличении финансовых показателей «МегаФона».
В зарубежной экспансии сотовых операторов финансовый аспект играет одну из важнейших ролей. Ведь наряду с неуклонно снижающимся количеством выставляемых на продажу сотовых активов за рубежом, в обратно пропорциональной пропорции растёт их стоимость. В результате компаниям приходится очень чётко сопоставлять реальную ценность актива и собственную финансовую возможность. Показательной здесь является покупка «ВымпелКомом» уже упомянутого «АрменТела», 90% акций которого были куплены по рекордной цене 382 млн евро. Примечательно, что именно в Армении в самое ближайшее время намечается обострение конкуренции между участниками «большой тройки»: на местный рынок планирует выйти МТС. По неподтвержденной пока официально информации, сотовая компания ведет переговоры о покупке армянского сотового оператора «К-Телеком». Доля местного оператора на рынке Армении, по данным исследовательских компаний, составляет 70%, а цена его покупки может достигнуть $500 млн. В результате два основных российских конкурента на рынке сотовой связи, учитывая свой опыт ведения бизнеса, продолжат бороться за абонентов уже за пределами страны. Известно, что конкурентная среда в большой степени благоприятно сказывается на потребителях сотовой связи.
Зарубежная экспансия сотовых операторов положительно отражается не только на текущих финансовых показателях компаний, но и на их капитализации. Это в свою очередь немаловажно для публичных компаний, таких как МТС и «ВымпелКом». Но не стоит забывать, что по мере развития сотовой связи в СНГ стремление к увеличению масштабов бизнеса ведёт российские компании на рынки Китая, Индии, Египта. Однако теми же рынками по аналогичным причинам интересуются уже крупные западные телекоммуникационные холдинги. Так что российской «большой тройке» в скором времени будет необходимо вести острую конкуренцию уже не только между собой.
Анна Маракушина, аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций, обозреватель портала «Телекоммуникации России»