11 мая '06

Лидер модернизации и ограничители роста


Дмитрий Орлов

Агентство политических и экономических коммуникаций, генеральный директор

Президент России Владимир Путин в Послании к Федеральному Собранию вновь говорил об инновационной экономике. Об инновациях и технопарках, впрочем, говорят сегодня часто: модель экономического развития действительно необходимо менять. Между тем в России есть отрасль, которая рождает инновации, так сказать, в режиме on line. Это телекоммуникации. Объективно именно она становится лидером модернизации.

 

Цифры, характеризующие развитие рынка сотовой связи, говорят сами за себя. 132, 1 млн. абонентов по итогам первого квартала 2006 года – при населении страны чуть более 140 млн. человек. Поквартальный (!) прирост абонентской базы в 2005 году от 11,6 до 14,1%. Почти трехкратный рост доли отрасли в российском ВВП  с 2000 года. Почему все это происходит?

 

Телекоммуникации – отрасль относительно новая и высококонкурентная, особенно сотовая связь. За доли процента на рынке главные игроки: МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» -- ведут ожесточенную борьбу. Более того, эта борьба выплеснулась сегодня и на рынки СНГ. Крупнейшие компании вынуждены сегодня предлагать новые тарифы, услуги и системы, чтобы завтра предложить новейшие, еще более выгодные для потребителя. Это настоящая гонка, напоминающая схему Маркса – ту самую, норма прибыли в которой стремится к нулю. Впрочем, прибыль в отрасли есть, и немалая. Чистая прибыль дилерских компаний от продаж сотовых телефонов и аксессуаров,  от подключений (SIM-карт), приема платежей и реализации карт только в 2005 году составила $1,3 млрд. Впрочем, высокие валовые показатели прибыли касаются не только  сотовых и ритейлерских компаний, но и традиционной телефонии, и других сегментов. Сюда идут деньги, технологии, люди – самые квалифицированные в России специалисты. Здесь рождаются инновационные решения. Расцвет отрасли заметен даже человеку, откровенно далекому от телекоммуникаций. Значит ли все это, что все в отрасли идет по известному балтийскому принципу – «Как есть, так есть»? Самотеком, так сказать?

 

Конечно, нет. Министерство информационных технологий и связи России задало весьма жесткие правила игры для участников рынка. Лидерство отрасли в процессе модернизации российской экономики объясняется прежде всего лидерством регулятора на рынке – лидерством отнюдь не силовым, а интеллектуальным, концептуальным, системным. Укрепление конкурентных начал, реализация принципа равного доступа во всех секторах отрасли уже не первый год сдерживают монополизм и заставляют компании насыщать рынок все быстрее и быстрее. Относительно недавняя отмена платы за входящие звонки, например, создала равные условия для операторов мобильной и стационарной связи. Готовясь к приватизации «Связьинвеста», Минсвязи стремится вовлечь в конкурсные процедуры все компании, принципиально ориентированные на приобретение этого актива. Однако многие игроки предпочитают вкладывать деньги в активы за рубежом, от Украины до Турции. Приватизация «Связьинвеста» -- главная сделка, определяющая динамику рынка в среднесрочной перспективе, и одно из главных условий вступления России в ВТО. Ответственные участники рынка должны понимать эту весьма несложную максиму, а Минсвязи – подталкивать их к инвестированию в отечественные активы.

 

Регулятору отрасли приходится противостоять оборонным ведомствам в стремлении провести эффективную конверсию радиочастот. При этом некоторые подведомственные Минсвязи структуры – такие, как РТРС, --  откровенно сдерживают изменения в отрасли. Как иначе можно оценить предложение его главы Скляра о том, чтобы отложить переход на цифровое телевидение на период после президентских выборов? И это в условиях, когда качество приема телесигнала – это отмечают и ВЦИОМ, и потребительские ассоциации – откровенно хромает!

 

Развитие отрасли сдерживается высокой степенью насыщения рынка. Не надо быть специалистом по телекоммуникациям, чтобы заметить: трубка есть практически у каждого, включая детей и стариков. Но проблема далеко не только в этом. Стабилизирующийся рынок, – а рынок сотовой связи сегодня именно таков, -- требует все более стабильного и предсказуемого поведения игроков. Агрессивные слияния и поглощения, рейдерство, сотрясавшие рынки России и СНГ весь 2005 год, постепенно становятся главной  угрозой инвестиционному процессу и развитию отрасли в целом. При этом крупные европейские телекоммуникационные холдинги (прежде всего Telenor и TeliaSonera) откровенно негативно относятся к агрессивному стилю ведения бизнеса, который широко практикуют, например, Altimo и входящие в него структуры. Самостоятельной угрозой для развития рынка постепенно становятся и негативные информационные волны в западных СМИ, формально направленные против Леонида Реймана, но главной целью имеющие, конечно, Владимира Путина.

 

Лидерства (в том числе лидерства в модернизации) не бывает без угроз и ограничителей. Бремя лидерства – непростое бремя. Российская телекоммуникационная отрасль несет это бремя достойно.

 

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов