20 августа '07

Нечеткие перспективы четкого ТВ


Владислав Кочетков

ИК «Финам» , аналитик

Телевидение высокой четкости – HDTV – появилось еще в 80-х годах прошлого века. Уже тогда о нем говорили как о буревестнике очередной медиареволюции, сопоставимой с переходом с черно-белого на цветное вещание. Однако, революции до сих пор не произошло. HDTV в мире пользуется несколько десятков миллионов домохозяйств, больше половины из которых приходится на США. С учетом скорости внедрения технических новинок, в которой заинтересованы ведущие производители техники, проект глобального внедрения телевидения высокой четкости выглядит крайне вялотекущим. Россия до последнего времени находилась на периферии этого процесса – эксперименты с HDTV начались только в прошлом году. Впрочем, вполне может быть, что наша страна просто перешагнет этот этап технологического развития медиа.

Вообще, развитие HDTV во многом связано с государственной политикой. По сути, ТВ высокой четкости – логичное последствие перехода на цифровое вещание. Например, власти США давно требуют, чтобы новые цифровые каналы начинали вещание в формате HD. В России от этого пути решили отказаться, HDTV рассматривается как некий дополнительный сервис, идущий рядом с мобильным ТВ. В итоге, государство не мешает выходу страны на высокочеткую парадигму, но, в общем-то, и не поддерживает его.

И это правильно. Уровень доходов населения в России пока не настолько велик, чтобы брать курс на всеобщее внедрение абонентских станций, принимающих сигнал HDTV. Их стоимость начинается от 20-25 тыс. рублей, что даже при высоком уровне развития потребительского кредитования делает подобное приобретение слишком дорогостоящим для подавляющего большинства семейств. Причем мировой опыт показывает, что и в не самых бедных странах HD-приемники воспринимаются как ненужная роскошь. При их продвижении маркетологи нередко делают ставку на поклонников спорта, но, как выяснилось, для последних хватает возможности видеть ноги футболистов, доплачивать 25-50% к стоимости ТВ за возможность разглядеть волосы на ногах игроков болельщики не готовы. По кажущемуся достаточно оптимистичным прогнозу Informa Telecoms and Media, HDTV к 2011 году будет пользоваться 151 млн. домохозяйств – около 10% от населения земли.

Кроме высокой стоимости оборудования, развитию HDTV в России препятствуют и другие факторы. Например, практически отсутствующее предложение дисков для HD-плееров, а также небольшой выбор каналов. Так, HDTV от «Корбины» и «НТВ +» пока можно считать просто маркетинговым ходом, призванным подчеркнуть высокотехнологичность этих компаний и качество их вещания. В плане продажи чужого контента выбор у российских компаний пока также невелик – массовый переход ведущих мировых каналов на HDTV ожидается только к 2010 году. Создание собственного продукта – недешевое удовольствие. Для него необходимо провести обновление техники и технологий, как со стороны производителей контента (съемочное и вещательное оборудование), так и со стороны зрителей (абонентские устройства и система отображения). Можно вспомнить еще и сам производственный процесс – грим, освещение и пр. Например, Голливуд к этому не готов, т.к. HDTV показывает много ненужного, повышая требования к внешнему виду кинозвезд.

Все эти факторы актуальны для России. Маловероятно, что они позволят сделать HDTV сколько-нибудь массовым продуктом. Вряд ли до 2015 года число пользователей соответствующих каналов превысит 500-700 тыс. семей. Продукт, скорее всего, будет активно развиваться операторами IPTV, которые традиционно тяготеют к современным технологиям, уже сейчас активно конкурируют за абонента. В итоге, телевидение высокой четкости в большей степени будет не самостоятельным продуктом, а останется маркетинговой примочкой, помогающей увеличить клиентскую базу.

Конечно, со временем ситуация могла бы измениться – доходы населения растут, увеличиваются инвестиции в технологическую базу и производство контента. Все эти факторы станут еще более важными после того, как основные игроки завершат этап экстенсивного развития и начнут внедрять уникальные конкурентные преимущества. Однако к этому времени ТВ высокой четкости в его нынешнем виде станет устаревшим форматом. Альтернативы разрабатываются уже сейчас, например, Ultra HDTV, превосходящий классическое HDTV настолько же, насколько оно опережает обычное телевидение. При этом, скорее всего, лидеры рынка учтут наработанный опыт и продвижение нового стандарта окажется более эффективным и быстрым.

В итоге в настоящий момент, развивая HDTV российским игрокам стоит задумываться о более современных технологиях. Пока они только разрабатываются, но компаниям, ориентированным на лидерство, необходимо отслеживать все новейшие разработки. Наверное, нынешние инвестиции в HDTV со стороны той же «Корбины» можно рассматривать как способ наработки технологического и маркетингового опыта, который затем можно будет использовать при развитии более современным форматов телевидения высокой четкости – разрешение 1920 на 1080 точек вряд ли имеет в России существенные рыночные перспективы.







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов