16 августа '07
№6 «Еврофраншиза»: несвоевременное решение
«Евросеть» запускает масштабный франчайзинговый проект под маркой «Ультра». В настоящий момент ритейлер набирает сотрудников для развития сети. В частности компания занимается поиском руководителя направления, опытных менеджеров, в том числе по поставкам отдела франчайзинга. В пресс-службе «Евросети» информацию подтверждают, поясняя, что основная задача, которую предстоит решить новым специалистам - расширение сети ритейлера за счет привлечения к сотрудничеству несетевых салонов сотовой связи. Каковы перспективы нового проекта?
Аналитики рынка называют проект «Евросети» несвоевременным. Развитие франчайзинговой сети противоречит стратегии ритейлера, до недавнего времени делавшего ставку на развитие собственных салонов, поэтому для достижения заявленной цели компании предстоит приложить значительные усилия, подчеркивают эксперты.
Эксклюзивные комментарии:
Сергей Савин, директор Департамента Сотовых телефонов и Цифровых устройств
J'son & Partners
Ситуация на сегодняшний день такова, что «Евросети» придется приложить много усилий для того, чтобы достичь необходимых результатов на данном проекте и не факт, что усилия увенчаются успехом. Привлечь 10% независимых игроков сотовой связи, которые не вошли в состав других сетей, будет крайне трудно, если не сказать невозможно. Дело в том, что это, в основном, локальные игроки, чьи позиции сильны в регионах. Их немного и их тяжело будет привлечь под общий бренд, так как собственный бизнес этих сетей развит достаточно хорошо. На мой взгляд, слишком оптимистично считать, что «Евросети» удастся реализовать задумку. Предыдущие неудачи компании по созданию франчайзинговой сети были связаны с тем, что «Евросеть» поздно взялась за это направление. Прежде всего это касается развития сети под маркой «Ультра», анонсированного сразу после покупки компании. К тому времени, когда проект был запущен, основной объем независимых салонов был поделен между Цифроградом, Dixis и Дивизионом. Если говорить об инвестициях в проект, то, безусловно, основное удобство для франшизы-держателя – это небольшие затраты на развитие. Нет необходимости вкладываться также, как в собственные салоны. Безусловно, это достаточно крупные маркетинговые затраты, поскольку основная задача – создать бренд-бук. Однако «Евросеть» давно работает в этом направлении и у нее уже имеются какие-то заделы. Проблема в том, что подходящий момент для запуска программы уже упущен.
Максим Савватин, аналитик
iKS-Consulting
Рынок уже насыщен, поэтому решение «Евросети» о создании франчайзинговой сети оправданное, но несколько запоздалое. Дело в том, что у компании уже был печальный опыт реализации неудавшихся планов. Причиной этому стала ставка на развитие собственных салонов компании, которых уже достаточно много, в целом, по стране. Таким образом, развитие франчайзинговой сети в данном случае несколько неэффективно. Об этом «Евросети» стоило задуматься ранее, а сейчас стратегия компании несколько иная. Единственный возможный плюс от развития франчайзинговой сети под маркой «Ультра» - это не столько прямое увеличение точек, сколько диверсификация направлений. Сейчас за «Евросетью» закреплен имидж дискаунтера ценовой политики, а под другим брендом можно будет позиционировать себя иначе. Как вариант, ставка на более обеспеченного клиента. Однако компания не достигнет результатов, если не пересмотрит свои стратегию и не учтет прошлые промахи. Успех возможен, если «Евросеть» сконцентрируется и представит рынку что-то качественно новое.
Елена Саяпина, отраслевой аналитик
«Идея создания франчайзинговой сети – хорошее решение. Опыт Dixis показывает, что операторы охотно идут под один бренд, если проводить грамотную политику. Проблема «Евросети» заключается в том, что компания изначально делала ставку на развитие собственных фирменных салонов. Соответственно, меньше внимания уделялось франчайзингу. Скорее всего, это и есть причина прошлых неудач в этом направлении. Сейчас ситуация изменилась, рынок перенасыщен, необходимо искать новые пути развития и роста компании. Таким образом, франчайзинговая сеть вполне может стать решением проблемы, если «Евросеть» приложит усилия и вплотную займется данным проектом».
Эльдар Муртазин, ведущий аналитик
Mobile Research Group
«Для всех компаний наличие кредитной линии - свободных денежных средств - очень важно. Таким образом, привлечение «Евросетью» синдицированного кредита в размере $122 млн вполне понятно. Эти деньги сотовый ритейлер может направить на оптимизацию собственной сети продаж. Учитывая предыдущий опыт компании, можно предположить что «Евросеть» потратит полученные финансовые средства на диверсификацию модельного ряда. То есть компания закупит те модели телефонов, которые сейчас не представлены на полках магазинов «Евросети».
Кирилл Тищенко, аналитик
ФК «Открытие»
«Евросеть» просто берёт в долг определённую денежную сумму. Так как компания не сильно обременена кредитами, я склоняюсь к тому, что ритейлеру понадобились средства на развитие внутренней деятельности компании. Поэтому, на мой взгляд, на предстоящее в 2008 г. IPO «Евросети» неподтверждённое привлечение кредита влияния не окажет».