27 июня '06
Российские телекомы на зарубежных рынках Олег Сальманов
Российский рынок связи близок к насыщению, и финансовые группы, имеющие интерес к сфере телекоммуникаций, активно ищут пути развития в высокотехнологичных секторах рынка связи в ближнем и дальнем зарубежье. Так, Altimo купила долю в Turkcell и говорит о том, что рассматривает возможности покупки активов в Юго-Восточной Азии, а также о заинтересованности в рынках стран СНГ. МТС, входящая в холдинг АФК «Система», всерьез рассматривала возможность выхода на рынки сотовой связи Турции, Египта, Сербии, Ирака, а также заявила об интересе ко всем рынкам стран СНГ, где еще не работает, - Азербайджану, Молдове, Грузии, Армении, Казахстану и Таджикистану.
Наиболее очевидными с точки зрения привлекательности являются проекты по расширению деятельности на рынках стран СНГ. Единое историческое поле накрепко связало эти страны. Именно это направление видимо будет оставаться приоритетным для инвестиций российских холдингов в ближайшие несколько лет. Что же касается дальнего зарубежья, то пока во многом выход на эти рынки остается на уровне заявлений о намерениях, которые российские телекоммуникационные холдинги пока не торопятся реализовывать. Тому есть объективные причины.
С самого начала российские высокотехнологичные компании связи развивались в одном русле. Российский и зарубежный партнеры в этих компаниях создавали взаимовыгодный симбиоз, занимаясь каждый своим делом – к общей выгоде. Российский партнер представлял собой, как правило, финансовую группу, занимался вопросами финансирования и налаживанием связей с местными структурами власти и бизнеса. А западная компания была индустриальным партнером, предоставляя современные технологии и опыт. Так было и в МТС («Система» и Deutsche Telecom), и в «ВымпелКоме», и в «Голден Телекоме» («Альфа» и Telenor), и в «Мегафоне» («Телекоминвест» и TeliaSonera). По тому же принципу строились зачастую и партнерские отношения в странах СНГ -- примером может служить «Киевстар», поделенный между Telenor и «Альфой». Для России и стран СНГ такая форма партнерства была взаимовыгодна и работала практически без сбоев.
Однако для выхода на рынки стран дальнего зарубежья необходимость такого сотрудничества для западных индустриальных партнеров, мягко говоря, неочевидна. Плюсом подобного партнерства для них может стать разве что относительно успешный опыт российских холдингов по созданию развивающихся прибыльных компаний. Однако пока этого, видимо, недостаточно, и поиски той же Altimo стратегического западного партнера не увенчались успехом. Показательным в этом плане выглядит единственная на сегодняшний день состоявшаяся покупка российским холдингом актива в дальнем зарубежье, а именно приобретение Altimo 13.2% доли в Turkcell, сопровождавшаяся множеством судебных исков со стороны шведской TeliaSonera, ранее намеревавшейся за счет этой доли консолидировать контрольный пакет турецкого оператора. Жесткое сопротивление шведской компании показывает, что за пределами СНГ западные «индустриальные партнеры» вовсе не ждут российских акционеров с распростертыми объятиями.
Конфликт акционеров в «Вымпелкоме» и «Киевстаре» показывает, что и старая схема взаимодействия начинает давать сбои. Напомним, что конфликт разгорелся из-за разногласий относительно выхода «ВымпелКома» на украинский рынок сотовой связи. Telenor, владеющий контрольным пакетом в «Киевстаре», не был заинтересован в этом, поскольку в «ВымпелКоме» он имеет лишь миноритарный пакет. Принципы консолидации финансовых результатов дочерних предприятий диктовали Telenor делать выбор в пользу преимущественного развития «Киевстара». «Альфа» же была заинтересована в развитии своего основного актива – «ВымпелКома». Это и привело в конечном итоге к конфликту вокруг покупки «Украинских радиосистем», через которые «ВымпелКом» собирался выйти на украинский рынок, и инициированию множества судебных исков как с той, так и с другой стороны. Судебная атака «Альфы» на соглашение акционеров и устав «Киевстара» в украинских судах увенчалась успехом и поставила под сомнение легитимность консолидирования Telenor результатов украинского оператора в своей отчетности, что видимо и было целью Altimo. Эта атака, в частности, может иметь своей целью давление на Telenor в вероятных переговорах по продолжению партнерства на новой основе. Одной из форм такого партнерства может стать, например, участие Altimo в акционерном капитале Telenor в качестве миноритарного акционера с размером пакета не меньше блокирующего. Впрочем, на данный момент вероятность перехода к подобным формам партнерства «Альфы» и Telenor выглядит не слишком высокой.
Так или иначе, судя по всему, российские телекоммуникационные холдинги выходят на новый этап в своем развитии. И на этом этапе они с надеждой смотрят на зарубежные рынки связи. Однако вряд ли они будут удовлетворены ролью младших партнеров западных гигантов.