28 мая '07
Голос конкуренции
Российский телекоммуникационный рынок входит в стадию насыщения по основным направлениям. В частности, темп роста количества абонентов фиксированной связи в последние годы не превышает 4,5%. Сотовая связь за последние 4 года приобрела популярность у всех жителей России – количество активных SIM-карт превысило число жителей страны. В связи с выходом рынка на качественно новый уровень, серьезно меняется и политика компаний-участников рынка.
Так, на сотовом рынке в период его бурного роста наблюдались ценовые войны между компаниями. Если в 2003 г. средняя стоимость минуты разговора у крупнейших операторов МТС и «ВымпелКома» составляла 0,13 долл. (приблизительная оценка, полученная как частное от деления среднемесячного дохода с абонента на среднюю продолжительность разговора в месяц – ARPU/MOU), то в 2006 г. это соотношение составляло 0,06 долл. Учитывая «вес» операторов «большой тройки», они, по сути, задавали правила поведения на рынке, заставляя подстраиваться под себя более мелких региональных операторов. Последним для успешной конкуренции с «большой тройкой» приходилось устанавливать тарифы на связь на еще более низком уровне.
Что касается рынка фиксированной связи, то в данном сегменте наблюдались противоположные тенденции. Рынок фиксированной связи четко сегментирован по географическому признаку – в 7 федеральных округах функционируют региональные «дочки» «Связьинвеста», деятельность которых практически не пересекается. При этом тарифы на услуги связи регулируются государством и за последние годы наблюдался лишь рост тарифов. Более-менее заметная конкуренция в сегменте фиксированной связи наблюдается лишь в крупнейших городах, где появляются частные операторы связи. Однако их целевая группа в основном состоит из корпоративных клиентов.
Учитывая тот факт, что сотовый рынок развивается более стремительными темпами, можно говорить о нарастающей конкуренции между сотовой связью и фиксированной связью. Какие преимущества существуют у сотовой связи? Безусловно, это мобильность, возможность использовать телефон в поездках, в том числе за пределами страны, относительная дешевизна, возможность использования других возможностей сетей, в частности передачи данных. С запуском сетей 3G данные конкурентные преимущества у сотовых операторов будут еще более выражены. Преимущество фиксированной связи – ее более низкая стоимость. В частности, стоимость безлимитных тарифов у операторов «большой тройки» составляет 160-180 долл. в месяц, в то время как у операторов фиксированной связи редко превышает 15 долл. в месяц. Однако это преимущество далеко не всегда очевидно и может восприниматься лишь консервативной частью населения. Таким образом, можно говорить, что развитие сотовой связи в России вызвало переток трафика из фиксированных сетей в сотовые.
Однако последний факт несколько видоизменился в связи с введением в России принципа «платит звонящий». Так, Федеральная служба по тарифам установила стоимость звонка с фиксированного телефона на мобильный (F2M) в размере 1,5 руб. за минуту, при этом для принимающего абонента звонок будет бесплатным (в случае если не используется роуминг). Очевидно, что 1,5 руб. ниже средней стоимости минуты разговора у сотовых операторов, в связи с чем у некоторых фиксированных операторов связи существенно возрос объем внутризонового трафика, к которому относятся звонки категории F2M.
Учитывая тот факт, что рынок связи входит в новую стадию, методы работы с абонентами могут измениться. В частности для удержания абонентов компаниям придется существенно расширять линейку услуг как в количественном отношении, так и качественном. Так, российские сотовые операторы кроме услуг голосовой связи предоставляют различные услуги передачи данных. А в связи с построением сети 3G этот сегмент может еще больше расшириться за счет увеличения скорости передачи информации. Кроме того, операторы начинают создавать тарифы, направленные на определенную целевую группу абонентов, а также предоставлять такие услуги как тариф-«конструктор», который подразумевает, что абонент сам может управлять услугами. Возможно, в ближайшем будущем можно будет увидеть еще более гибкие системы управления абонентами своими тарифами.
Что касается операторов фиксированной связи, то в данном сегменте способы удержания абонентов не столь разнообразны. В частности, пока что наиболее распространенные дополнительные сервисы в России, оказываемые операторами на основе проводной сети, сводятся к предоставлению широкополосного доступа к сети Интернет, а также услуг телевидения.