24 апреля '07

Жизнь после 3G-конкурса или глобальная конвергенция Маргарита Зобнина


Маргарита Зобнина

НИУ-ВШЭ, доцент

3G, WiMAX, 4G, Wireless LAN – технологии сегодня развиваются стремительнее, чем услуги и бизнес-модели. К тому времени, когда компании развернут коммерческие сети 3G, альтернативные варианты вытеснят эти новые сети в прошлое, вынуждая гнаться за следующей морковкой бесконечного R&D - процесса. Увлеченность операторов технологическими аспектами зачастую оставляет абонента один на один с непонятным ему функционалом. Выход не в развитии сетей на основе новых технологий, а в маркетинге и услугах вне зависимости от используемой сети с видением общего направления развития отрасли и потребностей абонентов.

Выдачи лицензий на третье поколение сотовой связи ждали с нетерпением около пяти лет. За это время телекоммуникационный ландшафт существенно изменился: изменились мобильные телефоны, ставшие скорее мобильными мультимедийными центрами и выросшие из просто “телефонов” в “абонентские терминалы”. Изменились абоненты и их отношение к телеком-услугам: например, SMS уже не считается только развлекательной услугой для молодежи – основной прирост SMS-трафика в 2006 году был обеспечен сегментом старше 35; в Интернет можно зайти не только из Интернет-кафе, а практически из любой точки города, где есть мобильная связь, а понравившуюся мелодию легко скачать и поставить либо на звонок, либо вместо гудков, либо просто слушать через наушники телефона. Освежились и операторы, обновив бренды, сменив акценты с техники на маркетинг и взяв ориентир на снижение издержек и повышение доли дополнительных услуг. Пять лет назад мало кто мог предположить, что за лицензии с «большой тройкой» будут всерьез конкурировать компании, занимающиеся фиксированной связью и новички рынка. Впрочем, прогнозы результатов конкурса что тогда, что сейчас были теми же и полностью оправдались.

 

И вот наступил долгожданный день, когда лицензии выданы, перед одними компаниями встал вопрос: что делать с ними дальше? Перед другими вопрос: что делать дальше без этих лицензий? Причем в долгосрочной перспективе победители и проигравшие оцениваются не так однозначно, поскольку сейчас эти лицензии имеют совсем иную ценность, чем раньше: сертификация оборудования WiMAX и его мобильной спецификации намечена на этот год и сейчас работа в 3G является далеко не единственным вариантом создания конкурентного преимущества за счет более высокой скорости мобильного Интернета.

 

Конкуренция в сфере Интернет-доступа в ближайшие год-полтора окончательно столкнет мобильный или фиксированный доступ, при этом стоимость будет существенно снижаться, в связи с чем операторы будут искать дополнительные источники доходов и увеличения трафика. Уже сегодня в каждом месте пребывания абонента за его голосовой и Интернет-трафик соперничает целый ряд компаний из различных сегментов: в офисе – операторы традиционной телефонии, ip-телефонии, мобильной связи (GSM и CDMA450), широкополосного беспроводного доступа, дома к ним добавляются операторы кабельного телевидения, в дороге и общественных местах – операторы мобильной связи и широкополосного беспроводного доступа. Поэтому, в свете размывания продуктовых границ рынка и усиления конкурентного давления, операторам приходится использовать нестандартные маркетинговые ходы, вступать в альянсы и расширять ассортимент услуг.

 

Во многом похожая ситуация наблюдается и на рынке абонентских терминалов: для повышения конкурентоспособности своей продукции, производители интегрируют все больше устройств в единый абонентский терминал на основе мобильного телефона: радио, фотоаппарат, MP3-плеер и КПК. Таким образом, компании-производители мобильных телефонов стали теснить производителей этих устройств, на что те отвечают, выпуская с тем или иным успехом свои телефоны. Компании извне телекоммуникационной отрасли стали участвовать в конкурентной борьбе, как в устройствах, так и сервисах и их давление будет только усиливаться.

 

В сфере контента технологии доступа уже перестали играть важную роль. Конвергенция различных видов контента: мобильного, телевизионного, интернет, порождает новые бизнес-модели и новые возможности для участников рынка. Инициатором этого объединения стали мобильные сети, объединив телевидение с мобильными чатами и голосованиями, интегрировавшись в Интернет-среду, предоставив возможность полноценно участвовать в жизни Интернет-коммьюнити при помощи мобильных блогов, входя в банковский сегмент мобильным банкингом и м-коммерцией. Рекламные носители также переживают сейчас период трансформации – массовость традиционной рекламы во многом уступает персональному и контекстному подходу в Интернете и мобильном сегменте, - эти BTL–сегменты демонстрируют последние годы завораживающий рост.

 

Таким образом, мы являемся свидетелями глобальной конвергенции – при помощи любого устройства и любой сети абонент может получить доступ к любому контенту и любым услугам. В этих условиях выиграет тот, кто обеспечит пользователям максимальное удобство и индивидуальный подход, внимательно создавая и поддерживая их лояльность, при этом технология предоставления услуг уже не будет иметь практически никакого значения.







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов