16 апреля '07
Мининформсвязи: эффективный регулятор
Портал «Телекоммуникации России» провел комплексный экспертный опрос, посвященный анализу деятельности отраслевого регулятора – Мининформсвязи. Аналитики оценивали следующие направления работы министерства: мобильную связь, фиксированную связь, почтовую связь, цифровые технологии, регламентацию правового поля и развитие социальных проектов отрасли.
1. Мобильная связь
Аналитики рынка отмечают стабильное развитие сегмента мобильной связи под воздействием регулятора. Деятельность Мининформсвязи эксперты оценивают позитивно. «Сотовая связь в России динамично и успешно развивается, во многом благодаря Мининформсвязи. И самое главное с моей точки зрения, не мешать отрасли и в дальнейшем», - полагает Ростислав Мусиенко, аналитик "Банка Москвы". Ключевым позитивным моментом в деятельности министерства эксперты единогласно называют проведение конкурса на лицензии на оказание услуг связи «третьего поколения». «Важнейшей причиной положительной оценки деятельности регулятора являются поставленные условия развёртывания в России сетей связи «третьего поколения», - считает старший консультант iKS Consulting Маргарита Зобнина. «Несмотря на заявления некоторых компаний в СМИ, условия конкурса прописаны с предельной чёткостью и довольно прозрачны», - отмечает аналитик Альфа-банка Виталий Купеев. «По сравнению с западными странами, где аналогичный конкурс был превращён в аукцион по получению лицензий за очень большие деньги, у нас в стране регулятор поступил вполне разумно. Предъявив адекватные требования к операторам связи, не запросив при этом крупных сумм за лицензии, Мининформсвязи наверняка целесообразно распределит права на 3G между теми операторами, которые в состоянии эффективно и быстро внедрить сети третьего поколения, при этом, не ухудшив финансовое состояние операторов ещё до начала строительства», - комментирует ситуацию Константин Белов, ФК «УралСиб». При этом аналитики обращают внимание на негативный потенциал продолжительных попыток «ВымпелКома» получить долгожданные дальневосточные частоты, выставленные регулятором на свободный конкурс. «Не до конца понятным остается отсутствие возможности «ВымпелКома» в контексте получения частотного ресурса на Дальнем Востоке, при том, что малоизвестная «Сумма Телеком» с лёгкостью получила ценный частотный ресурс практически на всей территории России», - считает Белов. Илья Федотов, ИК «Велес Капитал» напоминает о введении принципа «платит звонящий» (СРР). «Деятельность регулятора в данном направлении имеет двоякую оценку. С позиции игроков рынка - это плюс, т.к. после введения СРР операторы повысили стоимость своих услуг, а с точки зрения пользователей - это минус, т.к. после этого шага выросли затраты на связь», - подчеркивает эксперт. «При проведении реформ редко получается удовлетворить интересы всех. На сегодняшний день, все изменения уже целиком внедрились и работу Мининформсвязи критиковать не за что», - заключает Мусиенко.
2. Фиксированная связь
В сегменте развития фиксированной связи влияние регулятора проявляется в наибольшей мере, подчеркивают аналитики. Фиксированная телефонная связь в России высоко востребована и предоставляется населению в полном объёме с надлежащим качеством, считают они. «За регулятором законодательно закреплена обязанность следить за ценообразованием услуг связи. Надзорная функция Мининформсвязи заставляет компании разрабатывать новые услуги, которые не поддаются регулированию со стороны государства», - отмечает Виталий Купеев, Альфа-банк. «В целом данное направление функционирует и развивается достаточно успешно, - комментирует ситуацию Константин Белов, ФК «УралСиб». - Но ещё более позитивной станет давно ожидаемая новость о приватизации «Связьинвеста». Продажа частным акционерам позволит намного эффективнее развиваться как самому холдингу, так и его МРК. При этом уже сейчас можно заметить высокий рост внедрения региональными компаниями связи новых услуг на базе своего оборудования. Пусть этот процесс проходит только в крупных городах, но и востребованы услуги будут только в местности с высокой доходностью населения». «Главным образом стоит отметить работу МРК «Связьинвеста», - полагает Маргарита Зобнина, iKS Consulting. - В данном направлении надзорные и регулирующие функции Мининформсвязи осуществляются довольно успешно, о чем свидетельствует занимаемое компаниями положение на рынке фиксированных услуг связи в России. Кроме того, находясь под контролем государства, МРК занимают доминирующее положение на телекоммуникационном рынке, в то время как, бытует мнение, что госкомпании зачастую отстают в развитии по сравнению с частными». «Введение с февраля новых тарифных планов для абонентов фиксированных сетей, как и в случае с СРР, может оказать позитивное влияние на финансы компаний, но приведет к росту расходов абонентов и возможному повышению социального недовольства», - подчеркивает Илья Федотов, ИК «Велес Капитал». «Недовольство населения по поводу новых тарифных планов на местную телефонную связь можно назвать отрицательным моментом, - солидарен с коллегой Ростислав Мусиенко, «Банк Москвы». - Однако по результатам выбора мы видим, что несмотря на протест абонентов, большинство из них выбирает подорожавшие безлимитные тарифы».
3. Почтовая связь
В оценках данного сегмента аналитики сдержанны. Негативная оценка министром Рейманом деятельности «Почты России» свидетельствует о существовании определенных затруднений в данном направлении. «Работа почтовой связи крайне слабо отражена в информационном поле, а спрос на почтовые услуги по-прежнему низок», - отмечает аналитик "Банка Москвы" Ростислав Мусиенко. Кроме того в настоящий момент существует немало так называемых «компаний заменителей» «Почты России». «Несмотря на это, компания демонстрирует развитие и собственное преобразование в лучшую сторону, - подчеркивает старший консультант iKS Consulting Маргарита Зобнина. - Во многом это заслуга регулятора, которая поддерживается и целенаправленной деятельностью менеджмента «Почты России».
.
4. Цифровые технологии
«Что касается цифровых технологий, следует отметить, что министерство создало вполне удовлетворительные условия для развития операторов связи, которые самостоятельно разрабатывают и внедряют услуги цифрового ТВ в обиход населения», - комментирует ситуацию Витай Купеев, Альфа-банк. При этом центральным проектом в данном направлении эксперты называют цифровизацию российского телевидения. Аналитики подчеркивают позитивный характер инициативы регулятора, однако в оценках деятельности министерства сдержаны. «Заранее обсуждать только внедряемый проект сложно, - поясняет Константин Белов, аналитик ФК «УралСиб». - Сама инициатива, безусловно удачна, однако насколько будет успешно цифровое телевидение, покажет будущее. С моей точки зрения, необходимо найти ту грань, при которой будет осуществлено достаточное финансирование со стороны государства и установлена приемлемая стоимость телевизионного оборудования, тогда несомненно, услуга будет востребована населением России». «Оценивать работу Мининформсвязи по переводу телевидения на цифровое вещание преждевременно, - отмечает Ростислав Мусиенко, "Банк Москвы". - Пока озвучены только будущие планы и цифры. Эти высказывания министерства вызывают только позитивные впечатления». В свою очередь старший консультант iKS Consulting Маргарита Зобнина убеждена, что перевод российского телевидения на цифровой формат вещания никаким образом не сможет пройти без активного вмешательства регулятора и других государственных органов. «Двигателем цифровизации страны является инициатива не потребителей, а именно государства. Уже на начальном этапе, мы видим активную политику органов по информированию населения. Положительна и достаточно насыщенна деятельность самого Мининформсвязи, которое также принимает участие в разработке концепции перехода на цифровое ТВ. И непосредственно это министерство должно найти удачные решения по внедрению специальных устройств для возможности приёма нового формата ТВ», - считает Зобнина.
5. Регламентация правового поля
Данное направление деятельности регулятора аналитики оценивают как стабильное. «За последний год Минсвязи не принимало каких-либо существенных для отрасли нормативных актов, - убежден Илья Федотов, аналитик ИК «Велес Капитал». - Наблюдалась лишь корректировка и доработка регулирующих правил на основании текущего законодательства». «На мой взгляд, в настоящий момент правовое поле находится в стадии перехода от старых норм правил к новым, - подчеркивает Ростислав Мусиенко, аналитик «Банка Москвы» - Но это лишь временные явления, связанные с новой трактовкой правил предоставления услуг связи. Мининформсвязи внесло изменения, а теперь правомерно и качественно следит за их исполнением». «Не вижу никаких серьёзных проблем. Переход на CPP, изменение тарифов межоператорских расчётов и тарифной политику фиксированной связи вполне можно назвать разумными действиями в работе Мининформсвязи», - считает Константин Белов, ФК «УралСиб». «На мой взгляд, деятельность Мининформсвязи по-прежнему должна оказывать как можно меньше влияния, задерживающего развитие телекоммуникационных компаний и внедрение новых услуг связи», - комментирует ситуацию старший консультант iKS Consulting Маргарита Зобнина.
6. Социальные проекты
С точки зрения данного направления работу министерства эксперты считают в целом успешной. «Закон «О связи» предусматривает оказание операторами связи универсальных услуг, предполагающих наличие таксофонных аппаратов и точек доступа к сети Интернет в населенных пунктах. МРК Связьинвеста регулярно рапортуют о создании таких точек связи на своих лицензионных территориях», - напоминает Илья Федотов, ИК «Велес Капитал». «Стоит отметить действительную необходимость в таких услугах, поэтому все усилия регулятора в этом направлении можно назвать позитивными», - подчеркивает Маргарита Зобнина, iKS Consulting. «С точки зрения социальной значимости, работа Мининформсвязи по внедрению универсальных услуг связи конечно же имеет большое значение. При этом согласно отчётам министерства, работы проводятся вполне эффективно. Но есть другой момент, с экономической точки зрения подобные проекты вряд ли когда-либо окупятся», - комментирует ситуацию Виталий Купеев, Альфа-Банк. «Не стоит забывать и о других социальных аспектах, - считает Федотов. - Как уже было отмечено, к ним в первую очередь стоит отнести повышение стоимости услуг связи, что с социальной точки зрения скорее негативный момент».