28 марта '07

«3G – не «захватчик рынка», а дорога к информационному обществу»

О закономерных этапах развития информационно-телекоммуникационных технологий в России в интервью нашему порталу рассказал президент Инфокоммуникационного Союза Александр Крупнов. 

 

- Александр Евгеньевич, в конце минувшего года Ассоциация 3G, созданная еще в 1999 году, была переименована в Инфокоммуникационный Союз (ICU). Что изменилось помимо названия?

 

Помимо названия изменились задачи. Они стали еще более конкретными, а их решения будут необходимыми для развития новейших технологий связи. Ведь подготовительный диалог по внедрению связи третьего поколения практически окончен – идёт конкурс на выдачу лицензий.

Миссией Инфокоммуникационного союза является содействие внедрению перспективных технологий, создание условий для дальнейшего развития рынка инфокоммуникаций и перехода к глобальному информационному обществу для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в новых услугах.

В ходе реформирования Союза стоит задача добиться того, чтобы основную роль на его площадке играли операторы. Причем, не только такого уровня как «Связьинвест», МРК, или «Ростелеком», но и все остальные в равной степени. Расширение скамейки участников Союза приведет к тому, что при доведении общей позиции ICU до регулятора, будут учитываться позиции игроков, которые на сегодняшний день не являются доминирующими на рынке. И уже есть конкретные примеры. В частности, благодаря участникам рынка были внесены изменения в концепцию по беспроводному широкополосному доступу.

 

- Члены Союза – конкуренты в бизнесе. Как вы добиваетесь согласия при принятии решений?

 

Основной целью союза является координация деятельности его членов, а также представление и защита их общих интересов в области развития рынка инфокоммуникационных услуг. Именно для этого мы собираем за одним столом переговоров конкурентов по бизнесу, производителей оборудования, ученых НИИ, чиновников и других представителей отрасли связи. Все они объединены общей целью – внедрения и развития в России новейших технологий связи.    Мы же не обсуждаем коммерческие тайны участников рынка.

 

- А что, в частности, обсуждаете?

 

Сегодня есть ряд неразрешенных вопросов. Яркий пример – нормативная база по конвергентной связи, когда имеет место объединение предоставления услуг в фиксированных и мобильных сетях. На практике такую связь могут реализовать и российские компании. Однако ряд действующих нормативных актов этому мешают. Все ныне действующие законы и нормативные акты в сфере связи ориентированы в большей мере на телефонию в чистом виде. IP-вопросов в законах мало. И Инфокоммуникационный Союз является в данном случае хорошей платформой для обсуждения подобных тем с регулятором. Мы объединяем усилия членов Союза для написания соответствующих нормативных документов, либо концепций, на которые смог бы ориентироваться регулятор при установке правил игры.

 

- И регулятор ориентируется? Слышит ли он вас?

 

Не всегда. Существуют разные взгляды по многим вопросам. Например, по абонентам фиксированной и мобильной связи. Тем не менее, мы выносим эти темы на обсуждение и добиваемся диалога.

 

- Так в чем состоит секрет выстраивания грамотных отношений с регулятором?

 

Да никакого секрета нет. Посредством проведения круглых столов, конференций мы доносим до регулятора наше общее мнение по тем или иным вопросам. А он, в свою очередь, либо на уровне научно-технического совета, либо на уровне коллегии выстраивает политику: что именно нужно сделать.

К примеру, Союз обсуждал вопросы, связанные со свободным программным обеспечением. Там роль государства очень большая. Мы помогли всем участникам рынка разобраться в этой теме. Причем, как маленьким, так и большим. И очень важная задача регулятора, на мой взгляд, - не допускать разделение рынка на богатых и бедных, а в равной мере учитывать их интересы. Ведь чем больше игроков будет на рынке, больше конкуренции, тем быстрее сам собой решиться вопрос снижения стоимости услуг при высоких прибылях компаний.

 

- Вы не один год проработали на высоких постах в Министерстве связи, занимались, в том числе, и рыночными реформами в области связи. Каково Ваше мнение о предлагаемой разными сторонами модели саморегулирующейся отрасли (т.е. без министерства)?

 

Мы живем по законам, продиктованным рынком. Если обратиться к требованиям ЕС в сфере связи или к правилам ВТО, то мы увидим простые правила: регулирование не должно быть жестким – оно должно быть мягким. На мой взгляд, Россия сегодня достаточно жестко регулирует отрасль связи.

В то же время, по мере насыщения информационного пространства современными технологиями, роль регулятора будет сокращаться. Но будут оставаться задачи, которые потребуют решения всех игроков рынка. Вопрос состоит в том, сможет ли министерство отвечать интересам общего рынка? Мировые тенденции, прежде всего европейские, показывают, что роль регулятора понижается, а повышается роль общественных институтов, которые помогают корректировать действующие законы.

 

- Корректировать в чьих интересах?

 

Как в интересах бизнеса, так и в интересах конечного потребителя. Саморегулирующий орган не должен забывать об интересах как крупных, так и мелких участников рынка. Он обязан идти по пути совершенствования законодательной базы. Не нужно постоянно держать руку на пульсе. Нужно помогать. Если законотворчество тормозит - подтолкнуть его. Ведь прохождение любого закона носит длительный характер. Развитие технологий и услуг значительно опережают этот процесс. Сегодня это особенно видно на примере развития MVNO, мобильного телевидения. В наших условиях на то, чтобы прописать соответствующие нормы, уходит зачастую более года. Если же появится саморегулирующий орган, то он, на мой взгляд, будет работать более оперативно, и ему не потребуется нести ответственность за ведение бизнеса. Достаточно принять решение, которое пойдет на пользу абоненту или пользователю.

 

- Суть ясна. Но хотелось бы понять, на каком уровне технологического развития находятся инфокоммуникационные технологии в России?

 

Давайте посмотрим на общие контуры развития ИКТ. Все технологии – как в области подвижной связи, так и в области фиксированной – имеют почти полное завершение.

Потребитель желает иметь доступ к информации везде и всегда, и с максимальной скоростью обмениваться данными. Пожалуйста - технологии сегодняшнего дня позволяют передать абоненту в одном пакете triple play – телефон, Интернет и интерактивное телевидение.

Основными игроками уже являются не поставщики – они уже сыграли свою роль – а готовность рынка (маркетинговые исследования, возможность потребителя работать в спектре услуг и цена).

Согласно общемировым тенденциям, трафик в сетях передачи данных будет расти очень быстро, но вместе с тем и цена услуг будет падать.

Только граждане государства с высокоразвитой экономикой обладают высокотехнологичными средствами связи и пользуются самыми современными услугами. И Россия с этой точки зрения занимает достойное место в области спроса и потребления таких услуг.

В апреле нынешнего года будут выданы лицензии на 3G, уже выдано много лицензий на беспроводной широкополосный доступ (БШД) – WiFi.Так как Инфокоммуникационный Союз больше занимается подвижной связью, то нами была разработана концепция БШД на основе сочетания мобильных аппаратов с WiMax. Такое сочетание даст экономию ресурсов радиочастотного спектра.

 

- То есть второе поколение связи скоро останется в прошлом?

 

Не совсем скоро. Услуги на 2 GSM будут доминировать еще в течение семи-двенадцати лет в России. Но, тем не менее, спрос на услуги связи нового поколения будет расти в геометрической прогрессии.

 

- Планирует ли Союз дальше расширяться? Кого Вы ждёте в свои ряды и, что для этого нужно?

 

Нужно согласиться с Уставом. Участники союза делятся по категориям – это операторы связи, поставщики, научно-исследовательские институты, консалтинговые компании и те иностранные представители, которые присутствуют на российском рынке. Двери открыты для всех.

 

- И для иностранцев? Каковы планы Союза в деле международного сотрудничества? С кем, как и почему сотрудничаете?

 

При разработке планов работы Союза мы не можем не опираться на результаты исследований международных организаций. Поэтому мы давно сотрудничаем и с UMTS Forum, и с всемирной ассоциацией GSM, и с МСЭ, и с целым рядом других организаций. У нас есть договорные отношения. Они рамочные, носят открытый характер. И Союз, в свою очередь, является для иностранных партнеров авторитетной организацией. Так, в конце прошлого года мы выступали на форуме в Гонконге со своим видением и прогнозом развития услуг связи в России. В этом году мы приглашали на конференцию специалистов компании Nokia вместе с высокопоставленными представителями Министерства транспорта и связи Финляндии, где прозвучали детализированные доклады об опыте регулирования отрасли. Многие вещи были для нас откровением. Наверняка, на них обратит внимание российский регулятор.

 

- Россия недавно объявила конкурс на 3G, а Китай уже заявил о запуске сети 4G в Шанхае. Есть ли у России шансы идти в ногу со временем?

 

Такие шансы у России, разумеется, есть. Но не стоит ожидать повсеместного распространения новых поколений связи. Хотя реальность такова, что та скорость, которую предлагает формат UMTS – 380 килобит в секунду - уже не устраивает пользователя. Сочетание же UMTS с HSDPA будут способны довести эти потоки до мегабитов.

Что касается четвертого поколения, то такие высокоскоростные параметры пока не являются взрывным элементом рынка услуг связи. Но 4G необходимо в перспективе. В России третье поколение станет трамплином для создания новых высокоскоростных платформ с широкополосным доступом. Развиваться такие технологии будут там, где они востребованы – в крупнейших городах, на территориях с большой концентрацией бизнес-объектов. И уж точно без новых технологий не обойдется Олимпиада в Сочи.

 

- Некоторые представители рынка называют 3G в России «мыльным пузырём», говорят о том, что в ближайшие два-три года перспектив у нового поколения связи нет. Якобы операторы пока не готовы предлагать все те же услуги по аналогичной стандарту 2G стоимости. Как Вы относитесь к подобным оценкам?

 

По всей видимости, маркетологи операторов недостаточно проработали вопрос внедрения 3G. Нужно понимать, что таких инвестиций, которые шли на 2G и 2,5G, не ожидается. При развитии низкодоходной части голосовых услуг продолжится тенденция падения ARPU. Ведь только в крупных городах 15-25% ARPU приходится на услуги по передаче данных. Побудительным звеном в деле повышения ARPU как раз и является 3G.

На первом этапе затраты будут большими, но они компенсируются с лихвой за счет экономии сетевых ресурсов (в сетях третьего поколения будет идти высокоскоростной трафик, а в сетях второго поколения будет идти только голосовой). Кроме того, 3G плюс WiMax дает огромную экономию радиочастотного спектра.

Еще раз подчеркну, что третье поколение связи не будет «захватчиком рынка», так называемым killer application. Оно не вытеснит в момент своего появления действующие на рынке стандарты. Но станет закономерным этапом развития современных технологий связи и дорогой к информационному обществу. Без развития института провайдеров и контента (включая мобильное телевидение) бизнес не стронется с места.

 

- Каким Вы видите инфокоммуникационное будущее мира? Каковы, на Ваш взгляд, самые перспективные технологии связи в РФ и в мире в ближайшие 5 лет?

 

Эксперты постоянно спорят о том, какая технология будет доминировать через несколько лет. Но однозначного ответа нет. Сочетание технологий связи в разных местах будет происходить по-разному. Волокно обладает огромным преимуществом – большой пропускной способностью, скоростью, концентрацией. Но вместе с тем, это не элемент быстрого разворачивания. Мобильная связь является примером меньших затрат и большего покрытия за короткий промежуток времени.

Бизнес с течением времени будет укрупняться. Мелкие игроки рынка будут сливаться с крупными с тем, чтобы совместно решать поставленные задачи.

 

- В том числе отечественные компании будут сливаться с иностранными "зубрами"?

 

Вполне возможно. Рынок диктует свои правила. И границы государств этому не помеха. С другой стороны, внутри страны заметна тенденция увеличения инвестирования крупных нефтегазовых холдингов в отрасль связи. Ведь это перспективно и выгодно.







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов