14 марта '07

СПО: в ожидании госзаказа

Концепция свободного программного обеспечение (СПО – свободное программное обеспечение) характеризуется несколькими параметрами. Во-первых, СПО должно распространяться (платно или бесплатно) всегда вместе с авторскими имущественными правами. Во-вторых – распространение исходного кода программы, а также свободное распространение модифицированной программы. Также следует отметить, что лицензия не должна ограничивать применение программного продукта в определенных областях деятельности. Наиболее известными СПО с открытым кодом являются операционная система Linux, Web-сервер Apache, комплект офисного ПО OpenOffice, интернет-браузер Mozilla, язык программирования Perl, системы управления базами данных MySQL и Postgres и т. п. 

 

По оценке Центра исследований и анализа инвестиционных проектов в сфере высоких технологий ИК ФИНАМ, объём продаж СПО в России не превышает 25-30 миллионов долларов. К 2010 году при условии роста по официальным прогнозам ИТ-индустрии втрое, объём рынка СПО может превысить 100 миллионов долларов США.

 

Долю СПО на рынке клиентского ПО оценить трудно. Однако необходимо отметить тот факт, что в настоящее время доля одного из наиболее популярных свободных продуктов Интернет-браузера Mozilla Firefox составляет в России порядка 11% с трехкратным увеличением по сравнению с 2005 годом. Доля СПО с на рынке серверного ПО может составить 50%, при этом само серверное ПО, по нашим оценкам, составит около 10% от общего объёма рынка серверов (включая аппаратное обеспечение). В России доля свободного серверного ПО значительно выше, чем в других странах.

 

Согласно IDC, продажи серверных ОС Linux в мире будут расти быстрее, чем рынок в целом и в 2008 г. составят 9,1 миллиарда долларов США. Прибыли от продажи Linux-серверов растут в год на 22,8%, по сравнению со средним ростом рынка серверов на 3,8% в год.

 

Помимо серверных ОС перспективными рынками являются рынок Web-серверов, систем управления базами данных, систем контент-менеджмента. Однако оценить объем соответствующих сегментов рынка в настоящий момент затруднительно.

 

Напомним, что интерес органов государственной власти в России к свободному программному обеспечению возник еще в начале 2005 года. В частности, были разработаны поправки в закон об информации, предусматривающие постепенную замену лицензионного программного обеспечения на СПО в промышленности, сельском хозяйстве, а также на особо опасных и важных государственных объектах. В течение последних двух лет юридические вопросы, связанные с созданием и распространением свободного программного обеспечения в России, внимательно изучались двумя ведомствами: Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством информационных технологий и связи РФ. В результате этой работы были выявлены факторы фактического рыночного неравенства закрытого и свободного ПО и определены возможности господдержки разработки и использования свободного ПО в России. Кроме того, в начале февраля 2007 года было инициировано создание рабочей группы для активного участия в формировании национальной политики поддержки свободного программного обеспечения. Предложения по разработке плана мероприятий по содействию в разработке, а также использованию в органах государственной власти свободного ПО должны поступить в Мининформсвязи России в марте 2007. Мининформсвязи также планирует внести определенность в использование свободного ПО в органах государственной власти и муниципального управления.

 

Для оценки общих затрат для перевода госслужащих на СПО Мининформсвязи России запланировано проведение научно-исследовательской работы, направленной на выработку государственной политики использования СПО органами власти с соответствующими финансовыми механизмами ее реализации. При этом основные затраты придутся на переобучение пользователей, уже привыкших к использованию лицензионных программных продуктов, в частности Microsoft.

 

 

Отметим, что в настоящее время государственные проекты реализуются с использованием компьютеров с лицензионным программным обеспечением. Так в рамках приоритетного национального проекта «Образование» основным поставщиком программного продукта в общеобразовательные школы является компания Microsoft, предоставляющая большие скидки на лицензионные программы. В рамках программы «Компьютер – в каждый дом», запущенной в 2006 году, компьютер можно будет заказать в любом отделении почтовой связи и получить его с доставкой на дом. Покупателям будут предлагаться компьютеры трех конфигураций, из них два настольных компьютера и один ноутбук. Цена компьютеров будет на 10% ниже средней розничной цены персональных компьютеров в России. Участником программы также является Московское представительство компании Microsoft, и обязательным условием является использование лицензионного программного обеспечения компании Microsoft.

 

По некоторым исследованиям зарубежных стран, средний госчиновник использует всего 5-8 % возможностей пакета MS Office, что не оправдывает средства, идущие на лицензионные отчисления. В связи с этим, в последние 5-7 лет государственные органы некоторых стран на законодательном уровне требуют обязательного использования СПО в госструктурах. К таким странам относятся Аргентина, Бразилия, Болгария, Италия, Колумбия, Перу, Чили. В Бельгии, Германии, Израиле, Польше, Малайзии, Португалии, ЮАР, Франции приняты нормативные акты, согласно которым официально отдаётся предпочтение использованию открытого ПО в органах государственной власти.

 

Например, в 2005 году муниципалитет Парижа начал переходить с Microsoft Windows на продукты с открытым кодом. По оценке экспертов из газеты Liberation, это обошлось в ?57 млн. При этом 88% затрат приходятся на переобучение персонала. Еще одной проблемой для развития рынка свободного программного обеспечения является давление крупных компаний-производителей закрытого ПО. Так, компания Microsoft, боясь потерять привлекательного клиента и желая сохранить лидирующие позиции на рынке ПО во Франции, выразила готовность пойти на огромные скидки — до 60%.

 

В Китае введены весьма жесткие ограничения на ввоз зарубежного ПО, в первую очередь, из США с целью развития национальной ОС на базе Linux и связанных с ней программных продуктов Государственным организациям необходимо получать разрешения на покупку импортного ПО.

 

В Японии при поддержке правительства работает Japan OSS Promotion Forum, включающий в себя крупнейших национальных производителей ПО и аппаратных средств, таких как Hitachi, NEC, Fujitsu и др.

В ЮАР с 2003 года по оценке Агентства по информационным технологиям в 90% случаев задействовано не более 5% технических возможностей ОС и MS Office, что не оправдывает затраты на лицензии. В результате, планируется использование СПО во всех случаях, когда это дает экономию финансов при необходимом уровне решения задач, что должно стимулировать развитие собственного ИТ-сектора.

 

На основании зарубежного опыта переход госструктур на СПО должен способствовать сокращению расходов на легализацию ПО; инвестированию средств, расходуемых на ПО, на поддержку отечественных компаний-разработчиков ПО; многократному использованию СПО без дополнительных лицензионных отчислений; стабильности, информационной безопасности и устойчивости по отношению к хакерским атакам за счет публичного доступа к исходному открытому коду ПО и возможности независимого контроля кода; независимости госструктур от зарубежных поставщиков ПО.

 

Развитие СПО может стать драйвером для создания в России конкурентоспособной отрасли разработки ПО. При этом очевидно, что меры по поддержке свободного программного обеспечения могут вызвать отрицательную реакцию со стороны коммерческих производителей. Однако следование мировым тенденциям расширения применения открытых технологий лишь укрепит национальную экономику России.







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов